// // Из-за нового побора с перевозчиков цены в магазинах серьёзно вырастут

Из-за нового побора с перевозчиков цены в магазинах серьёзно вырастут

1445

Дальнобойщики дали бой

2
В разделе

Массовые забастовки дальнобойщиков прокатились 19 ноября по российским регионам. Водители фур фактически блокировали движение, в некоторых городах едва не дошло до стычек с полицией. Причиной акции протеста, равных которой по масштабу в стране не случалось уже давно, стал запуск с 15 ноября системы «Платон», направленной на сбор денег с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным дорогам.

Согласно правительственному распоряжению с 15 ноября собственники 12-тонных фур обязаны выплачивать по 1,53 рубля за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. С 1 марта размер сбора вырастет вдвое – до 3,06 рубля, а затем поднимется ещё. Деньги собирают через специально разработанную систему «Платон» (аббревиатура «плати за тонны»), оператором которой является ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). При этом игнорирование оплаты влечёт за собой серьёзные санкции: штраф в размере 450 тыс. рублей за первое нарушение для компании-перевозчика и 40 тыс. – для индивидуального предпринимателя.

Ответственным за выбивание денег назначено ООО с уставным капиталом в 100 тыс. рублей. Данная фирма контролируется Игорем Ротенбергом, сыном фигуранта списка Forbes Аркадия Ротенберга.

Профессиональное сообщество категорически против таких поборов и пытается добиться отмены постановления или хотя бы введения льготного периода. Понять водителей можно: они и без новой пошлины платят государству серьёзные суммы –

7 рублей топливного акциза с литра, а также 30–50-тысячный транспортный налог. Ещё больше обостряет ситуацию то, что ответственным за выбивание денег из бизнеса назначено упомянутое ООО с уставным капиталом в 100 тыс. рублей, появившееся только в июле прошлого года. В настоящий момент данная фирма контролируется Игорем Ротенбергом, сыном фигуранта списка Forbes Аркадия Ротенберга.

Кому это выгодно

По расчётам Росавтодора, новый сбор будет дополнительно приносить в бюджет страны до 50 млрд рублей в год, а за всё время реализации проекта, около 13 лет, – 1 трлн рублей. Однако участники рынка автоперевозок таким расчётам, равно как и обещаниям, не верят. По данным транспортников, приведённым в проекте письма президенту РФ, средний пробег фуры по дорогам РФ составляет 100–150 тыс. километров в год, а не 8,5 тыс., как указано в документах Росавтодора. Соответственно реальный сбор с дальнобойщиков составит не пресловутые 50 млрд, а 550–820 миллиардов (!) рублей.

И все эти деньги должны, как предполагается, пройти в Федеральный дорожный фонд через странное ООО. Что интересно, по всей видимости, фирма РТИТС может для отчётности перед налоговой предоставлять предпринимателям только… чеки, которые без накладных и счёта-фактуры просто не имеют юридической силы!

«На каком основании деньги собирает ООО, если они идут в бюджет? Как я буду отчитываться за эти деньги в налоговой? Ведь никаких договоров с «Платоном» нет», – недоумевают перевозчики.

В доработке нуждается не только правовая сторона вопроса (кстати, здесь не исключён международный скандал – зарубежные дальнобойщики оказались не охвачены системой). Сам «Платон» сразу начал доставлять пользователям большие неудобства.

Во-первых, с первых часов система начала зависать, отказываясь обрабатывать запросы пользователей. Во-вторых, многие водители столкнулись с тем, что внесённая ими плата не дошла до нужного счёта, и дальнобойщикам пришлось отложить поездку из-за опасения гигантских штрафов. В-третьих, оказалось невозможно оперативное изменение маршрутов, что также внесло неприятные коррективы в работу транспортников.

По теме

Хапнуть и отвалить

При неработающей/полуготовой системе взимания платежей 90% грузового транспорта будет парализовано, предупреждают на водительских форумах. Взвоют не перевозчики

(а то мало кто вынужденно стоял в периоды весенних ограничений), взвоет реальный сектор экономики. И хорошо так взвоет.

О том же говорит координатор ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко: «Наш реальный сектор экономики останется без серьёзной доли транспорта, который обслуживает потребности заводов, фабрик, логистических центров, складов, магазинов. Эти цифры покажут всю непродуманность, пагубность и вредность системы «Платон» лучше всяких размахиваний флагами».

Подобные эксцессы могут определённо сказаться на общественных настроениях. По словам главы аналитического департамента Центра политических технологий Татьяны Становой, качество проработки управленческих решений, недооценка рисков и отказ от предварительного диалога с отраслями на примере «Платона» говорят о том, что властями «плохо просчитываются и последствия, что делает общие социально-экономические риски в России более высокими и менее предсказуемыми».

О том, что в стране постепенно складывается взрывоопасная ситуация, говорят и на форумах дальнобойщиков. К примеру, один из участников дискуссии так определяет намерения властей и близких к ним олигархов: «Похоже, ребята, что власть готовится к эдаким «последним гастролям» – хапнуть побольше и свалить. Поэтому, имхо, изо всех сил будут проталкивать новые поборы и повышать существующие».

После забастовки власти сделали маленький шажок на попятную: Минтранс сообщид о временной отмене штрафов за неоплаченный проезд для водителей грузовиков, а Росавтодор тем временем попросил МВД провести проверку в отношении организаторов акции протеста.

P.S. Удивительно, что дискуссия о губительности увеличения налогов в кризис так быстро забыта. Ведь при обсуждении роста ещё летом президент пообещал налоговый мораторий: зафиксировать действующие условия на ближайшие четыре года и «к этому вопросу больше не возвращаться». Это решение поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев, заявивший на заседании правительства, что налоговая нагрузка и неналоговые платежи для бизнеса в ближайшие годы не должны расти.

Юрий Воронов, ведущий сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН:

– Я прогнозирую: начнут перекрывать дороги. Поставил шесть фур, их даже эвакуировать нельзя. Водители забрали ключи и уехали на одной легковушке. Это не стучать касками шахтёрам. Пиночет пришёл к власти из-за дальнобойщиков. Потому что правительство Альенде придумало подобные хохмы.

Суть вопроса

«Платон» разорит потребителей

«Платон» вверг в ступор одну из важнейших отраслей – 70% перевозок товаров в России обеспечивается автомобильным транспортом.Соответственно скандальный налог непосредственно затрагивает всех участников этого товарооборота – не только дальнобойщиков, но и производителей с потребителями.

По разным оценкам, внедрение «Платона» поднимет цены в магазинах на 15–20%. Примерно такая же цифра образуется из калькуляции, приводимой координатором движения «Общество синих ведёрок» Петром Шкуматовым: «Сегодня погнать 10-тонник из Москвы в Екатеринбург стоит 60 тыс. рублей, а фуру – 80. После введения сбора прибавка у фуры составит 80 плюс резерв на штрафы. В результате выйдет под 100 тысяч». Переписывание же прейскурантов произойдёт довольно скоро: как считает управляющий партнёр DSO Consulting Сергей Дьячков, ценники изменятся примерно через месяц.

Типографии, например, уже предупредили об оперативном подъёме цен в связи с желанием производителей бумаги мгновенно переложить дополнительный транспортный налог на потребителя. Наша газета только из-за этого прибавит лишних пару процентов в стоимости. О чём мы горечью и предупреждаем нашего дорогого читателя.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2015 13:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх