Стало известно, что на предприятиях ОАК в недостроенном виде остаются порядка 40 самолетов. Проблема связана с отсутствием российских аналогов импортных комплектующих и систем.
Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на представителя Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), на ее предприятиях в настоящее время скопились более 20 самолетов SJ-100 и столько же МС-21. Достроить их не могут, так как существуют серьезные затруднения с запчастями. В частности, в России нет аналогов зарубежных деталей и систем. В ОАК решили собирать самолеты до определенного этапа, а потом, когда необходимые запчасти появятся в ее распоряжении, завершить работы в более короткие сроки и начать поставки.
Ни SJ-100, ни МС-21 пока не поднимались в воздух в той версии, в которой эти воздушные суда планируется поставлять авиаперевозчикам.
Для самолета SJ-100 не сертифицирован российский двигатель ПД-8 от ОДК. Остальные системы испытывают на на самолете с двигателем SaM-146 французско-российского производства. Иностранные партнеры отказались от поставок и обслуживания этих моторов после начала боевых действий на Украине.
В проекте МС-21 изначально использовались американские двигатели Pratt & Whitney, которые впоследствии заменили на отечественные ПД-14. Тем не менее, самолет не пошел в серию, так как отказ зарубежных партнеров от сотрудничества привел к необходимости замены на отечественные аналоги и других систем, включая композитные материалы для крыльев.
Согласно данным СМИ, двигатель ПД-8 не демонстрирует на стендах необходимые параметры, поэтому о сертификации и полетах пока говорить рано. В случае с МС-21 из-за процесса импортозамещения самолет значительно потяжелел, что привело к сокращению его дальности полета в два и более раз. Некоторые источники утверждают, что это лишило лайнер статуса среднемагистрального, так как его дальность полета должна превышать 2500 километров.
В рамках программы развития отечественной авиатранспортной отрасли до 2030 года, утвержденной правительством летом 2022 года, российские предприятия должны были произвести 69 самолетов шести различных моделей в текущем году, включая 35 ближне- и среднемагистральных лайнеров. Однако в мае программа была изменена, и сроки исполнения были перенесены. На данный момент не собрана ни одна из ожидаемых машин.