Версия // Бизнес // Игорный бизнес идёт по пути табачной индустрии

Игорный бизнес идёт по пути табачной индустрии

227

Жертвы азарта

Игорный бизнес идёт по пути табачной индустрии (фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ)
В разделе

Минцифры включило сайт букмекерской компании «Фонбет» в свой белый список. То есть этот ресурс продолжит работать наравне с «Госуслугами» во время экстренного отключения мобильного интернета. Ранее, во времена пандемии, тот же «Фонбет» вошёл в минфиновский перечень системообразующих компаний, претендующих на господдержку. Похоже, есть повод поговорить об истинной роли игорного бизнеса в нашей жизни.

Как видно, чиновники взаимодействуют с игорным бизнесом исходя из совершенно утилитарных принципов. И придраться тут к ним сложно – ведь данный бизнес абсолютно законный. Когда во времена ковида послышались возмущения насчёт включения букмекера в список системообразующих предприятий, последовал ответ, что это крупный работодатель и налогоплательщик. То есть крах компании такого масштаба вызвал бы всплеск безработицы и недоимки бюджета. И поспорить здесь трудно.

Насчёт белого списка шадаевского ведомства уже никто общественности ничего не объяснял. Но и так понятно, что «Фонбет» смог оперативно выполнить технические требования Минцифры, чтобы попасть в число избранных. Наряду с госорганами, маркетплейсами, некоторыми онлайн-кинотеатрами и сервисами «Яндекса». Не вошедшие же в белый список сервисы якобы могут использоваться врагом для наведения ударов по России.

Так что аргументированно критиковать отдельных чиновников или ведомства за то, что они подыгрывают букмекерам, трудно. Законных оснований как-то третировать этот бизнес нет. Но назревает вопрос, как мы дошли до такой жизни, что игорная индустрия у нас стала системообразующим столпом экономики и важной частью повседневной жизни.

Рулетка отстаёт

Самым скромным сегментом игорной индустрии выглядят традиционные казино, расположенные в четырёх игорных зонах. За первую половину 2025 года игорные зоны приняли 943 600 человек (+1,7% год к году). Налоговые отчисления игорных зон в тот же период выросли на 17,5%, достигнув цифры в 1,5 млрд рублей (на эти деньги, к примеру, можно построить небольшую школу, учеников на 500).

При этом некоторые игорные зоны стараются побольше зарабатывать вне казино и до трети своих доходов уже считают неигровыми. Стоит ли уточнять, что поездку в игорную зону могут себе позволить довольно состоятельные граждане. И, судя по всему, интересы большинства из них во время отдыха гораздо шире, чем игра в рулетку или состязания с «одноруким бандитом».

Совсем другие тенденции в секторе азартных игр «для бедных», то есть на рынках букмекерских услуг и лотерей. Оба направления явно на подъёме.

Счастливые билетики

Сейчас в России частные компании вправе организовывать только стимулирующие лотереи (их принцип – купи газировку и найди приз под крышечкой). Монополия на организацию традиционных лотерей принадлежит государству в лице Минфина и Минспорта. Правда, операторы у государственных лотерей частные, их всего три – ОАО ГСЛ, ООО «Спортлото» и ООО «Спортивные лотереи» (бренд «Национальная лотерея»).

Первый в прошлом году показал выручку в 67,8 млрд (чистая прибыль – 224 млн), второй – 27 млрд (чистая прибыль – 135,3 млн), третий финансовую информацию не раскрывает. Но все три компании, насколько можно судить, собрали с граждан никак не менее 100 млрд рублей. Для сравнения: в 2019 году выручка от продажи лотерей в России составляла около 60 млрд рублей.

По теме

Исследование оператора фискальных данных «Платформа ОФД» показало, что по итогам 2024 года продажи лотерей выросли на 30% относительно 2023-го, в то же время увеличилась и сумма среднего чека со 155 до 210 рублей.

Крупнейший «лотомаркет» (продавец лотерейных билетов) «Столото» с начала 2025 года открыл 500 собственных точек продаж, доведя их общее число до 2500. Но стоит ли на этом заостряться, если лотерейные билеты продаются на кассах почти в любом супермаркете, а кроме того, их можно покупать онлайн, как на меркетплейсах, так и в специальных мобильных приложениях?

Июньское исследование холдинга «Ромир» говорит о том, что более четверти совершеннолетних россиян (28%) хотя бы изредка играют в лотерею. Наибольшую активность проявляют граждане в возрасте 45–59 лет. Из них 33% покупают билеты «время от времени», ещё 2% – регулярно. Аналитики считают, что старшее поколение наших соотечественников привыкло доверять лотереям ещё с советских времён. А вот вовлекать молодёжь в лотереи маркетологам сложнее. Вероятно, на более молодую аудиторию ставку делает другое крыло игорного бизнеса – букмекерские конторы. И цифры там совсем другого порядка.

Ставки на триллионы

Оборот легального букмекерского рынка России по итогам 2024 года увеличился на 42,4% и достиг 4,7 трлн рублей, говорится в исследовании «Рейтинга букмекеров» («РБ»). При этом совокупный оборот отрасли, включая оценку нелегального сектора, составил 5,91 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2023 годом на 45,2%. В виде чистой прибыли букмекеры заработали за год более 92 млрд рублей.

В исследовании «РБ» говорится, что количество игроков, сделавших хотя бы одну ставку в 2024 году, составило 12,95 млн человек, что на 7,6% больше, чем годом ранее. Из них активных игроков, делающих хотя бы одну ставку в неделю, – 6,31 млн человек, их количество в годовом выражении снизилось на 2,6%.

Число потенциальных игроков, то есть планирующих начать делать ставки в течение полугода, составило 4,8 млн человек Так что в самое ближайшее время количество клиентов букмекеров может превысить 17 млн человек, а это чуть менее четверти трудоспособного населения.

Согласно исследованию, 82% игроков составляют мужчины. Наиболее популярным видом спорта для ставок остаётся футбол, на втором месте хоккей. По прогнозам аналитиков «РБ», российский букмекерский рынок в 2025 году вырастет на 25%.

Кстати, букмекеры являются важным источником финансирования спорта. По закону они делают обязательные отчисления в адрес профильных федераций (1,5% дохода, но не менее 30 млн рублей).

Вообще после ухода из России международных брендов оте­чественные букмекеры стали основными спонсорами и многих российских футбольных клубов, и отдельных соревнований – Кубка России, первой и второй лиг. Таким образом, «буки» вписывают себя в систему спорта, которую в России всё ещё можно считать государственной (по крайней мере в разрезе футбола).

Видно, что российские букмекеры пошли по пути своих иностранных коллег: опыт ряда стран (прежде всего Великобритании) показал, что инвестиции в спорт отозвались ростом количества ставок. А налоги с них, в свою очередь, пополняют госказну. Видимо, с таким расчётом в 2018 году букмекерский бизнес был легализован и в Соединённых Штатах.

Параллельно пиарщики букмекеров по всему миру создают игрокам положительный имидж. Вроде бы ставки на спорт – такой интеллектуальный досуг типа решения кроссвордов, только с более яркими эмоциями. И это можно было бы вполне принять на веру, если бы не одно но. Зачастую реклама букмекеров в интернете эксплуатирует мотив лёгких денег. Вместо того чтобы вкалывать на работе – играй и живи припеваючи. И чтобы подтверждать этот посыл, нужно давать конкретные примеры, то есть позволять некоторым игрокам действительно получать шальные деньги.

К чему это в конечном счёте ведёт – смоделировать нетрудно. Типичная судьба игрока давно описана в художественной литературе и в трудах по психологии. Просто сейчас огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы направлены на то, чтобы патологическую страсть сделать нормой для миллиардов людей. А почему бы и нет? Ведь с табаком в своё время получилось. И эта отрасль до сих пор хорошо обогащает не только никотиновых баронов, но и государственные бюджеты.

Константин Долгов, политконсультант, медиатехнолог

Что такое игра сама по себе? Это такое место, куда можно убежать от реальности. Это от дрона ты вряд ли убежишь, а от реальности – пожалуйста. А ещё игра даёт настоящие эмоции. Радость выигрыша, горечь проигрыша – всё по-настоящему.

А какие эмоции может дать реальная жизнь сейчас? По большей части только негативные. А эти 13 млн [игроков] – они не хотят, чтоб были одни негативные. Они и выигрывать хотят, достигать. А где ты достигнешь сейчас? В чём? Большинство из них – это мужики, которым при нынешних раскладах негде реализоваться и проявить свои мужские амбиции. Но они уже немолодые, у нас не Непал, поэтому выбор вот такой: играть. Это эрзац, конечно, растворимый кофе вместо натурального, но хоть что-то. Строек века у нас сейчас нет, коммунизм воздвигать никто не предлагает уже, в космос летаем всё меньше и меньше. Родился, получил СНИЛС, умер. Всё. А жизнь-то идёт, хочется сделать что-то важное, большое. А тебе говорят: не рыпайся никуда, дома сиди, у нас всё хорошо, не веришь – включи телевизор, там объяснят.

И такое же много где. Мужик сегодня даже в масштабах планеты вымирающий вид. Все Америки и Антарктиды давно открыты без тебя, и ты, дружок, уже просто не нужен.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.09.2025 12:30
Комментарии 0
Наверх