// // Госкорпорации страдают из-за банков?

Госкорпорации страдают из-за банков?

3838
Сергей Гладышев
Сергей Гладышев
В разделе

На прошлой неделе стало известно, что в докладе контрольного управления президента России, посвященном вопросам эффективности управления компаниями с госучастием, датированном концом апреля, названа сумма потерь за период с июля прошлого года – свыше 53 млрд. рублей у 67 крупнейших госкомпаний и их дочерних обществ. В документе отмечается, что госкомпании не оценивают должным образом финансовые риски при выборе банков, что ведет к значительным потерям их средств.

Тут же появились статьи с кричащими заголовками, типа «Набиуллина кинула госкомпании на 53 млрд».

Но, при чём здесь Центробанк и его руководитель?

Да, по данным Банка России, в 2015 году под санацию попали 15 банков, а лицензий лишились 93 кредитных учреждения. В результате этого госкомпании и их дочерние структуры менее чем за год потеряли свыше 50 млрд. рублей в банках, лишенных ЦБ лицензий.

Хотелось бы по поводу этого поделиться некоторыми мыслями и наблюдениями.

Руководители госкомпаний, в большинстве своём, - т.н. «эффективные менеджеры». Это понятие из вполне приличного словосочетания к настоящему времени стало почти ругательным. От прежних «красных директоров» они отличаются кардинально тем, что те, в большинстве своём, и в мыслях допустить не могли такого явления, как «нецелевое использование средств».

Современные же руководители, деньги, отпущенные бюджетом (государственным или корпоративным) на конкретные производственные цели, хранят на депозитах и вкладывают в различные биржевые махинации, как то – валютные спекуляции или операции с ценными бумагами, недвижимостью и т.п. А подрядчикам платят, как обычно, в конце двадцатых чисел декабря. «Сливки», естественно, забирая себе любимым. Что из этих «сливок» остаётся в корпорации, а что оседает в карманах конкретных лиц, никому не известно.

Недаром Анатолий Чубайс, выступая на новогоднем корпоративе «Роснано» без обиняков заявил: «У нас много денег, всем двойную премию!»

Мало того, что сами эти госкомпании, в большинстве своём, к конкретным производственным вопросам фактически не имеют никакого отношения, а занимаются «разруливанием» финансовых потоков, так и к промышленным предприятиям, в них входящих, за счёт которых они и живут, относятся, как к своим крепостным...

Естественно, когда у банков, которые используются для получения таких, так сказать, «нетрудовых доходов», возникают проблемы, страдают и эти компании.

Характерный пример этого – потеря ОАО «Ленэнерго» в Санкт-Петербурге 13 млрд. рублей при крахе банка «Таврический». И то обстоятельство, что эти деньги, «зависшие» на депозите, никак не фигурировали в отчетности энергетического монополиста, нас ничем не удивляет.

В ноябре 2015 года активисты Общероссийского народного фронта обратили внимание на эту проблему президента страны на примере госкомпании «Особые экономические зоны», который поручил Генпрокуратуре, Счетной палате, Федеральной налоговой службе и Росфинмониторингу проверить приведённые ОНФ факты. А факты таковы, что, вместо вкладывания бюджетных денег в строительство, госкомпания «прокручивала» их в банках, ежегодно зарабатывая на процентах почти 3 млрд. рублей.

«Честно говоря, не знал, что деньги, которые выделяются федеральным бюджетом на эти цели, вместо того чтобы вкладывать их в реальное производство, в организацию, в создание инфраструктуры, просто лежат на счетах и в банках, крутятся для получения соответствующих прибылей, непонятно куда идущих», — сказал тогда Путин.

Суммы таким образом «размещённых» денег впечатляют. Например, временно свободные средства Фонда содействия реформированию ЖКХ на конец 2015 года составляли 58,7 млрд. рублей. Как следует из отчетности фонда, 88% из них были размещены на депозитах в коммерческих банках по средней ставке 11,4% годовых. При этом фонд пользуется еще и льготой по налогу на прибыль в отношении этих доходов, и эта льгота недавно была продлена до 1 января 2018 года.

Видимо поэтому совсем недавно Минфин разработал поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят ему забирать у госкорпораций доходы от размещения бюджетных средств на депозитах.

Но, во-первых, пока эти поправки будут приняты, немало воды утечёт, а деньги так и будут «крутиться», принося доходы отдельно взятым деятелям, делающим их, буквально, из воздуха.

А, во-вторых, госкомпании имеют такие длинные перечни своих «дочек», «внучек» и прочих аффилированных структур, что обойти эти препоны будет совсем несложно.

Причём, всё, о чём здесь написано, касается не только госкорпораций, госкомпаний, но и различных частных «вертикально интегрированных структур», принадлежащих «владельцам заводов, газет, пароходов». Поскольку распространённое мнение о том, что эффективность управления зависит от формы собственности, и частный собственник всегда более эффективен, чем государство, в нашей стране, в большинстве случаев, к сожалению, не работает…

Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2016 11:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх