Версия // Культура // «Главная роль» и «Преступления будущего» – обзор сетевых премьер этой недели

«Главная роль» и «Преступления будущего» – обзор сетевых премьер этой недели

4609

Актерская борьба

«Главная роль» и «Преступления будущего» – обзор сетевых премьер этой недели
В разделе

В сети появились две любопытных кинопремьеры – испано-аргентинская трагикомедия «Главная роль» и фантастическая драма от Дэвида Кроненберга «Преступления будущего».

Главная роль

(16+)

Реж. – Мариано Кон, Гастон Дюпрана

В ролях – Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Оскар Мартинес, Хосе Луис Гомес, Маноло Соло, Нагоре Арамбуру, Ирена Эсколар, Пилар Кастро

Производство – Испания, Аргентина

Испаноязычная трагикомедия от малоизвестных аргентинских режиссеров Мариано Кона и Гастона Дюпра, работающих в тандеме («Художник», «Сосед», «Почетный гражданин»).

Безумно богатый глава фармацевтической компании Умберто Суарез (Хосе Луис Гомес) на склоне лет решает увековечить собственное имя в истории, став спонсором съемок настоящего киношедевра. Он нанимает прославленного фестивального режиссера – эксцентричную Лолу Куэвас (Пенелопа Крус), приглашает гениального талантливого актера Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и мегапопулярного Феликса Риверо (Антонио Бандерас). В основу сценария ложится книга нобелевского лауреата. Все компоненты для будущего успеха собраны вместе, что могло пойти не так?

«Главная роль» до просмотра может сформировать у будущих зрителей неправильное представление о себе. Это кино легко принять за абсурдную комедию о бесшабашных съемках амбициозного фильма – чисто развлекательное кино. Но на деле картина Дюпра и Кона куда менее ориентирована на широкую публику. Это фильм для киноманов, которые хотят заглянуть за кулисы кинопроизводства, проникнуть в душу центральным актерам и понять хитроумный замысел режиссера.

В центре этой истории три основных героя – режиссер Лола Куэвас и два актера с диаметрально противоположными подходами к своему ремеслу – Иван Торрес и Феликс Риверо. Основное действие фильма сосредоточено на совместных репетициях Торреса и Риверо под четким руководством Куэвас. Именно противостояние актерских концепций высокого, авангардного и развлекательного кино является краеугольным камнем этой картины.

Кон и Дюпрана не стали в очередной раз проговаривать очевидные истины об упадке художественной ценности развлекательного кино (как в своё время это сделал

Алехандро Гонсалес Иньярриту в своём «Бёрдмене» и многие другие до него). Режиссеры «Главной роли» по-своему подтрунивают как над примитивизмом популярного кино, так и над сумасбродством авангарда, и над чванством кино фестивального. И не только самого кино, а ярых его представителей, коими и являются основные действующие лица этого фильма.

Разумеется, это полностью разговорный фильм, держащийся на спинах трех ведущих актеров. Трио Крус – Бандерос – Мартинес заслуживает высших похвал. Крайне приятно смотреть на то, как талантливые актеры изображают актеров, которые в свою очередь пытаются изобразить персонажей фильма. И на протяжении всего фильма борются между собой. И эта скрытая борьба касается не только съемочной площадки – режиссеры показывают здесь противостояние архетипов человеческих характеров.

С самого начала лента наполнена едва заметным ироничным юмором, местами настолько тонким, что уловить его подчас не так просто. Рядовой зритель и вовсе может не найти в нем ничего забавного, потому что создатели мастерски переступают границы пост- и метаиронии. Не стесняются даже ломать четвертую стену в эпилоге фильма. Но «Главная роль» – это не только комедия, но и драма. Трагическая часть скрыта от глаз до кульминации, но твист развязки фильма переворачивает всю историю, так как исполнен он в духе испанских триллеров последних лет.

Эпикриз: «Главная роль» – интеллектуальное кино, насладиться которым «на расслабоне» точно не получится. Если вам хочется увидеть нетривиальный сюжет, наполненный тонким юмором, а также посмотреть на отличную актерскую игру, то это кино определенно для вас.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Главная роль» (2021), реж. – Мариано Кон, Гастон Дюпра.

Преступления будущего

(18+)

Реж. – Дэвид Кроненберг

В ролях – Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт, Скотт Спидман, Велкетт Бунге, Дон МакКеллар, Йоргос Пирпассопулос, Таная Битти, Надя Литц

Производство – Канада, Великобритания, Греция

Фантастическая драма от короля боди-хорроров Дэвида Кроненберга, известного по фильмам «Муха», «Видеодром», «Голый завтрак», «Экзистенция», «Порок на экспорт», Звездная карта» и многим другим.

Действие фильма происходит в недалёком будущем, где эволюция человека решила сделать резкий скачок вперед. Почти всё человечество утратило способность чувствовать боль. Это вызвало появление у людей новых органов с неизвестным функционалом, которые законодательно необходимо регистрировать и удалить. Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) – современный художник, создающий перфомансы, где специальная хирургическая установка на публике удаляет из него лишние органы. Помогает ему в этом преданная ассистентка Каприз (Леа Сейду).

Сценарий для этого фильма Дэвид Кроненберг написал более двадцати лет назад. И, надо сказать, сними он этот фильм в то время, его успех явно был бы большим. «Преступления будущего» были показаны на фестивале в Каннах, и весьма прохладно были приняты как аудиторией, так и критиками. Этот фильм – первый боди-хоррор, снятый Кроненбергом за последние двадцать лет. Возможно маэстро потерял хватку?

Двадцать с небольшим лет назад Дэвид Кроненберг отошел от съемки фильмов, которые показывают уродства телесные к фильмам, рассказывающим об «уродствах» социальных. Многие поклонники авторского стиля режиссера восприняли подобный переход прохладно, зато это позволило ему работать для более широкой публики, полностью выйдя на уровень большого кино. Выйдя «Преступления будущего» на двадцать лет раньше, он отлично бы подошел для роли переходного фильма между двух периодов творчества Кроненберга. Сейчас картина воспринимается как неуверенные полшага назад, нежели уверенный шаг вперед или хотя бы топтание на месте.

Фильм совмещает в себе много посылов и любопытных идей на философский лад. Он также, как и его герои, мастерски препарирует темы развития человека как вида, экологических проблем, сути настоящего искусства, границ самовыражения, творческого кризиса. «Хирургия – это новый секс» постулируют персонажи фильма, что уже красноречиво говорит о его направленности.

Главной проблемой фильма является то, что, имея неплохой потенциал для устрашения аудитории, это кино вовсе не является хоррором. Автор не старается напугать зрителей, ограничиваясь чувством легкого отвращения временами. По своей сути – это кино такая же социальная драма, как и некоторые предыдущие работы Кроненберга. В то же время фильм выглядит как яркий представитель его раннего периода творчества, поэтому невольно ждешь от картины чего-то пугающего, вызывающего сильное отвращение, неестественно омерзительного. Но ничего настолько сильного режиссер не предлагает.

Сам сюжет также оказывается простоват и слишком понятен для понимания. Ему очень не хватает той сюрреалистичности, коими обладали «Видеодром» или «Голый завтрак», полностью погружающие героя в свой сумасшедший мир. Здесь при всем желании проникнуться атмосферой фильма на сто процентов будет непросто. Хотя визуальный стиль нареканий не вызывает, но об этом чуть позже.

Мораль картины правильная, обоснованная и полностью позитивная, но уже далеко не настолько новаторская. Принудительная эволюция человека как вида на фоне тотального загрязнения окружающей среды и кромешной разрухи. Режиссер манифестирует предпосылки нового мира, где «старому» человеку не отводится места. Таким образом, он пытается сказать своему зрителю о том, что те вещи, которые они считают уродствами, на деле могут являться спасением. На этом фоне напрашиваются параллели с концепцией всего творчества Кроненберга.

Что в этом фильме получилось однозначно, так это визуальный стиль и саундтрек. Антураж будто бы постапокалиптического (хотя на самом деле нет) будущего явно говорит о том, что человечество в своей погоне за потреблением зашло в тупик и переживает далеко не лучшие времена. Люди ютятся в пыльных обшарпанных квартирах, в то же время используя биомеханические гаджеты. И дизайн этих гаджетов не может не вызвать улыбку умиления у преданных фанатов режиссера. Пыльная, душная атмосфера фильма и отсутствие панорамных съемок создают впечатление едва ли не герметичного триллера. Только вот сюжет явно таковым не является.

Подчеркивает атмосферу отличный саундтрек самого Говарда Шора (автора музыки для трилогий «Властелин колец» и «Хоббит», фильмов «Авиатор», «Семь», «Комната страха», большей части картин Кроненберга). Кроненберг и Шор сошлись на заре своих творческих путей в далёких семидесятых, и с тех пор сотрудничают уже более сорока лет.

«Преступления будущего» имеет солидный актерский состав, флагманами которого являются Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт. Мортенсен снимается у Кроненберга далеко не в первый раз, чего не скажешь о Сейду и Стюарт. Тем не менее актрисы метко вписались в свои образы, к актерскому ансамблю здесь нет никаких претензий.

Эпикриз: «Преступлениям будущего» сильно недостает той остроты, налёта негативного сюрреализма, новаторства, которые были у фильмов Дэвида Кроненберга на расцвете его творческого пути. Для преданных поклонников этого замечательного режиссера фильм станет лишь отблеском былой славы творца, но никак не новой ступенью в карьере. Возможно, скрытым смыслом ленты является то, что сам Кроненберг угасает как всё человечество в этом фильме, а строить и творить в будущем суждено уже совсем другим, обновленным людям.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.07.2022 17:00
Комментарии 0
Наверх