Версия // Бизнес // Fix Price Group подала заявку на размещение акций на Московской бирже

Fix Price Group подала заявку на размещение акций на Московской бирже

6929

Ни слова про бедность

(фото - wikimedia.org)
В разделе

На сегодняшний день в международной сети магазинов Fix Price, первый из которых был открыт в декабре 2007 года, работают 4247 магазинов более чем в 1000 населенных пунктах, в 78 субъектах России, а так же в Казахстане, Грузии, Беларуси, Латвии, Киргизии и Узбекистане. Основная идея проекта, со слов создателей, - предложить покупателю широкий ассортимент необходимых в быту товаров для всей семьи по экстремально низким ценам.

Зная имена создателей Fix Price, Сергея Ломакина и Артема Хачатряна, потенциальных инвесторов может настораживать судьба их предыдущего громкого проекта – сети магазинов «ЦентрОбувь». Поднаторевшие в управлении дискаунтерами однокурсники стали совладельцами «ЦентрОбуви», вложив сюда средства от продажи финансовой корпорации «НИКойл» своих долей в сети магазинов «Копейка».

Создатель уходит

В марте 2017 года компания АО «ТД «ЦентрОбувь» была признана банкротом, хотя на пике своего взлета сеть была представлена более чем 1500 магазинами более чем в 300 городах России. Ломакин, умеющий ладить с банкирами, стал фигурантом уголовного дела. В той ситуации помогла решить вопрос продажа Ломакиным и Хачатряном сети магазинов Fix Price новым акционерам: фонду прямых инвестиций, по информации «Ведомостей», являющемуся структурой «ВТБ капитал», группе неизвестных прибалтийских инвесторов и топ-менеджменту Fix Price, в том числе генеральному директору компании Дмитрию Кирсанову. Тогда 10% акций Fix Price, заложенных в ВТБ в качестве обеспечения кредита, полученного якобы для спасения «ЦентрОбуви», залогодержатель согласился приобрести, исходя из общей стоимости сети в 1 млрд долларов.

Хотя Кирсанов рассказал «Ведомостям», что Ломакин и Хачатрян перестали быть акционерами Fix Price. Нашлись те, кто подозревал, что окончательно от этого бизнеса создатели не отошли, возможно, оставшись представлять интересы тех, кто назвался прибалтийскими инвесторами. Кто-то даже видел в инвесторах из Прибалтики ширму, за которой могли скрываться личные интересы одного из руководителей крупного российского банка.

По сообщению Интерфакса, до подачи заявки на размещение акций на Московской бирже, 15 февраля 2021 года, Fix Price официально анонсировал планы IPO на Лондонской фондовой бирже, и вторичный листинг на «Московской бирже». Также были раскрыты бенефициары компании, долгое время остававшиеся неизвестными.

Создатель возвращается

Основными акционерами неожиданно оказались основатели ритейлера, владеющие по 41,7% его акций: Хачатрян через Luncor Overseas S.A (41,6%), Ломакин - через LF Group DMCC (15,05%) и SBP Foundation (26,5%) и совместно 0,2% акций через Eristelon Holdings. Инвестиционному гиганту американскому банку Goldman Sachs Group через GLQ International Holdings Ltd принадлежит 4% акций. Топ-менеджеры Fix Price владеют 2,3% (самый большой пакет - 1,5% - у гендиректора сети Кирсанова).

Структура Marathon Group - Samonico Holdings - владеет 9,9% акций (ее бенефициарами названы Александр Винокуров и Сергей Захаров, сооснователи Marathon Group, Максим Остапчук и Наталья Соложенцева). Возможно, это часть, представляющая интересы «ВТБ капитал». Соложенцева в прошлом была вице-президентом ВТБ и главой наблюдательного совета кипрского Russian Commercial Bank (RCB), а Остапчук - главой московского представительства RCB. ВТБ владеет 46,3% акций RCB, в котором размещены средства Fix Price в размере 14,2 млрд рублей, по данным на конец 2020 года (10,4 млрд рублей - в банке LGT, принадлежащем правящей династии Лихтенштейна; в российских банках - Сбербанке и ВТБ - ритейлер хранил 128 млн и 172 млн рублей соответственно).

По теме

Marathon Group ранее в числе акционеров ритейлера не упоминалась. Сообщается, что ее структура купила 9,9% акций Fix Price в 2019 году, когда продавцами выступили группа ВТБ и основатели сети. Также в проспекте к IPO сказано, что ВТБ продал 6,9% акций, которые он приобрел в 2016 году у основателей ритейлера.

Интересно, что, приобретая в 2016 году акции, «ВТБ капитал» планировал продать свою долю через 3-5лет. Сейчас эксперты оценивают стоимость Fix Price в сумму от 3,5 до 6 млрд долларов. Таким образом, основной видимый минус IPO – неизвестные собственники активов – устранен.

Чем примечателен Fix Price

Присутствие в команде Ломакина и Хачатряна дополнят перечень плюсов:

- огромная сеть, выстроенная по единым стандартам, единая товарная матрица, что выгоднее, чем заниматься каждым магазином в отдельности;

- пока склады и магазины располагаются на арендуемых площадях, но до 2025 года планируется ввести в эксплуатацию 350 тыс. кв. м собственных складских площадей;

- есть перспектива в ближайшее время в разы увеличить количество мест присутствия бренда за счет договоренностей одного из франчайзи о сотрудничестве с «Почтой России». Планируется открывать магазины Fix Price в почтовых отделениях в селах и небольших населенных пунктах. Учитывая, что отделений у «Почты России» 42000, в том числе в небольших населенных пунктах около 30000, взаимодействие может стать интересным;

- до недавнего времени ассортимент товаров насчитывал свыше 1750 наименований, а ценовая линейка представляла фиксированные 50, 55, 77, 99, 149 и 199 рублей. С 9 февраля 2021 года была добавлена новая ценовая категория – 249 рублей, что, несомненно, увеличит количество предложений.

Используются средства повышения рентабельности:

- снижение закупочной цены за счет увеличения объема закупок;

- налажены прямые поставки из Китая, что исключает лишние звенья логистических цепочек, соответственно, перепродавцов, накручивающих до 200% стоимости;

- в продаже принципиально нет товаров, продаваемых в убыток, для стимулирования торговли;

- настроенная изначально на людей с низким достатком, сеть планирует привлечь в качестве покупателей средний класс. В условиях кризиса, когда все настроены на экономию, это может стать возможным. Заниженная цена уже никого не смущает, Fix Price начинает восприниматься как обычный супермаркет. Управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев считает: «Сейчас нужно быть рачительным хозяином, тратить деньги с умом. В магазины товаров по фиксированным ценам приходят очень разные люди, но мотив у них один: тут интересно, мне нравится эта игра, я принимаю ее условия, да и цены убедительные. И заметьте — ни слова о бедности, финансовом крахе и тяжелой доле сбитого летчика».

Маленькие секреты

Есть и некоторые хитрости, которые сразу не бросаются в глаза, но активно используются для увеличения объемов продаж:

- использование меньших, по сравнению с привычными объемами, упаковок;

- создание условий для совершения «импульсных» покупок. Небольшие площади, наплыв народа, многократно заявленные низкие цены становятся причиной ажиотажа, когда люди, неожиданно для себя, только дома понимают, что на деньги, которых у них не так много, накупили товаров, которые им не очень нужны.

Думается, запланированная продажа глобальных депозитарных расписок на акции Fix Price пройдет успешно. Жаль, что потенциальным инвесторам не был рассказан секрет чудесного возвращения потерянного было бизнеса в руки основателей. Ведь, по сути, в 2016 году, продав компанию чтобы рассчитаться с долгом в 23,5 млрд рублей, возникшим у банкротящейся «ЦентрОбуви», они потеряли всё. Сейчас же совокупно владеют 83,4% акций Fix Price с оборотом за 2020 год в 190 млрд рублей и чистой прибылью за тот же период в размере 17,57 млрд рублей. ВТБ в 2016 году оценил стоимость компании в 1 млрд долларов (как многие считали, слишком щедро), сейчас она стоит дороже. Откуда у Ломакина и Хачатряна взялись 834 млн долларов? Кто заберет деньги после IPO? Многим было бы интересно, если бы удачливые бизнесмены об этом поведали.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.02.2021 12:22
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх