Для иностранных концернов финишная сборка на территории России выгодна, так как позволяет избавиться от ввозных пошлин. Кроме того, сборка в стране продаж снижает затраты на транспортировку – ввозить собранный автомобиль всегда дороже.
Автомобиль – это не роскошь, а всего лишь средство передвижения. Особенно приятно путешествовать на автомобиле – можно осмотреть много достопримечательностей и доехать до таких мест, где не бывают обычные туристы. Так, прокат автомобилей в Киеве возможен прямо после зоны прохождения таможни, если воспользоваться предварительным бронированием.
Как пишет аналитическое агентство «Автостат», доля продаж иномарок, собранных на территории России достигла 60%, увеличившись в 2010 года почти в два раза (с 33%). При этом импорт иностранных автомобилей сокращается: в 2010 году доля ввозимых иномарок составляла 35%, теперь ввозится лишь 18%.
Одним из важных параметров при организации сборочного производства иностранного бренда является локализация – часть комплектующих для автомобиля должна производиться внутри России. При этом автопроизводители принимают на себя обязанность выполнять требования соглашения о локализации и наращивать «российскую» долю компонентов в конечном продукте.
За последнее время наметилась тенденция экспорта автомобилей из России: крупные иностранные автопроизводители, начинают поставлять их за рубеж. Если показатель экспорта будет увеличиваться, для России это будет неплохим подспорьем; для экономики выгодно поставлять товары за рубеж. Данный показатель увязывают с локализацией – чем больше экспортные поставки, тем ниже может быть доля российских запчастей в автомобиле иностранного бренда.
Понятие локализация можно применять и к автомобилям, которые имеют российские корни – так, "УАЗ Патриот" лишь наполовину российский, у новых моделей Лада Веста и Лада XRAY этот показатель составляет 75%. Наиболее локализованным является Chevrolet Niva, 95% запчастей которого изготавливаются в России.
Впрочем, требования по степени локализации могут смягчить, однако в Минэкономразвития увязывают это с другими показателями – увеличением экспорта. В настоящее время уровень локализации иностранных автомобильных брендов, производимых в России, в среднем, составляет 45%.