Версия // Общество // Дешевые билеты на самолеты в Европе, Азии и США уходят в прошлое

Дешевые билеты на самолеты в Европе, Азии и США уходят в прошлое

1604

Золотые облака

Дешевые билеты на самолеты в Европе, Азии и США уходят в прошлое
(фото: pixabay.com/ThePixelman)
В разделе

В азиатских странах растут цены на авиабилеты – в связи увеличением стоимости топливо и, соответственно, топливной надбавки. Европейские авикомпании еще держатся и предлагают клиентам большие скидки, но долго это не продлится. По всей видимости, эра недорогих пассажирских авиаперелетов подходит к своему завершению.

В начале 2022 года китайские авиаперевозчики отказывались от топливных надбавок на билеты, так как цена топлива опустилась ниже минимальной отметки, при которой соответствующая надбавка предусмотрена. Однако за последние полгода ситуация коренным образом изменилась. Цены на нефть увеличились в полтора раза, а это отразилось на стоимости всех видов топлива. На тенденцию обратила внимание газета «Известия».

Китай – не единственная восточноазиатская страна, где стоимость перелетов резко пошла вверх. Это относится и к местному, и к межконтинентальному авиасообщению. Для сравнения, не так давно максимум за 2000 долларов можно было долететь из Сингапура в Гамбург. Сейчас такое путешествие обойдется в 5000 долларов, и это – эконом-класс. Согласно данным за апрель 2022 года, полеты из Сингапура стоили дороже на 27%, чем в 2019 году. Перелеты из Австралии выросли в цене на 20%. Таким образом, даже по сравнению с допандемийным периодом подорожание выглядит довольно значительным, не говоря уже о 2020 и 2021 годах, когда билеты стоили относительно дешево.

Американский взлет

Аналогичным образом дела обстоят и в США. В 2020 году билеты стоили совсем немного – полет в Европу обходился в смехотворные 200 долларов, а в Чили – в 62 доллара. Столь привлекательные тарифы сохранялись до начала 2022 года, после чего ситуация кардинально поменялась.

Аналитики обращают внимание, что в апреле авиабилеты в США прибавили в цене 18,6% относительно марта – это абсолютный рекорд месячного роста цен в авиаотрасли. С января по июнь 2022 года цены поднялись на 33%. В некоторых случаях наблюдался рост более чем вдвое. Эксперты объясняют происходящее несколькими факторами. Прежде всего, это рост цен на топливо, которые увеличились на 150% за последний год. Второй момент – спрос на полеты постепенно восстанавливается после пандемии, а количество мест до сих пор на 6% ниже допандемийных показателей. В предыдущие годы оно увеличивалось в соответствии со спросом. Наконец, еще одна проблема – дефицит кадров: авиакомпаниям не хватает пилотов и бортпроводников, а стоимость рабочей силы значительно выросла. Особенно актуальна проблема для внутренних линий в США, так как перелеты внутри страны пользуются повышенным спросом.

Привычка к хорошему

На фоне Китая и США казалось, что в европейском секторе авиаперевозок все относительно стабильно. Лоукостеры совсем недавно предлагали билеты стоимостью в 1 евро, а воспользоваться предложением за 9 евро можно даже сейчас. Однако вряд ли это продлится долго. В основном стоимость международных перелетов стартует уже от 100 евро, и нет ощущения, что это временное явление.

В последние пару десятков лет авиаперелеты по Европе обходились очень дешево – по крайней мере, существенно дешевле, чем на других континентах. Конкурировать с европейскими ценами не могли даже страны, где авиаперевозки очень развиты и активно используются пассажирами – например, Китай или США. Первые лоукостеры появились не в Европе, а в Штатах, там же впервые начали дерегулирование этой сферы, за счет которого удалось снизить цены. Но в Европе, где на относительно небольшом пространстве всегда было множество авиакомпаний – на каждую страну приходилось не менее одной – наблюдалась крайне острая конкуренция. И им приходилось привлекать клиентов за счет наиболее выгодного предложения. А лоукостерам на руку сыграло большое количество аэропортов в странах ЕС, не использовавшихся в полной мере. Интересно, что незагруженные второстепенные воздушные гавани даже доплачивали лоукостерам, чтобы те обслуживались у них – поток пассажиров означал для них хороший доход. Все это позволяло держать цены на билеты на минимальном уровне. Но сейчас все изменилось, и общая тенденция затрагивает и Европу. Средняя цена билета в 40 евро уже не позволяет авиакомпаниям сохранить устойчивую бизнес модель, однако, как полагают представители отрасли, цена в 50-60 евро все еще может считаться доступной.

По теме

Ценовое пике

Нынешняя ситуация в мире обернулась для европейской авиаотрасли сильнейшим ударом. Сейчас европейские перевозчики сталкиваются с беспрецедентным количеством случаев отмены и задержки рейсов. На пять самых крупных стран континента только в июне пришлось 7870 отмененных рейсов. В 2019 году цифра была в три раза меньше. Пожалуй, по количеству отмен перелетов здесь может посоревноваться только период пандемии коронавируса.

Этим летом билеты стоят значительно дороже, чем раньше. Например, цена на перелет из Аликанте в Лондон втрое выше, чем годом ранее. Обусловлено это все тем же высоким спросом – жители европейских стран устали сидеть дома за два года пандемии коронавируса и сейчас массово захотели путешествовать – и низким предложением. Авиакомпаниям не хватает сотрудников. В Бельгии, Франции и Испании не прекращаются забастовки, в ходе которых пилоты и бортпроводники требуют вернуть зарплаты на допандемийный уровень и улучшить другие условия работы.

Цены на топливо в Европе – это отдельная тема. Они продолжают расти, и в ближайшем будущем, проблема, возможно, приобретет крайне острый характер. Европейские страны зависели от поставок нефти из России, а в условиях санкций им придется искать альтернативные варианты. Конечно, нефть заменить будет не так проблематично, как российский газ, но в любом случае она станет дороже. Это связано и с логистическими расходами, и с тем что европейские НПЗ ориентированы на российскую нефть, и предприятия нужно будет перестраивать.

В Европе на топливо в себестоимости авиабилетов традиционно приходится меньшая доля – например, в той же Азии топливные расходы могут составлять 50% от цены билета. Но, тем не менее, она будет расти. И игнорировать это, пытаясь урезать расходы за счет чего-то другого, невозможно.

С Россией связана еще одна проблема, помимо «топливной». Российским авиаперевозчикам принадлежит значительное количество слотов в европейских аэропортах. Для их сохранения в собственности компании нужна загрузка как минимум на 70%, поэтому в обозримой перспективе они освободятся. Разумеется, со временем проблема будет решена, но ее пик придется на самый горячий сезон авиаперевозок.

В довершение ко всему прочему, не стоит забывать о деятельности зеленых активистов, которые настаивают на сокращении количества полетов для уменьшения углеродного следа. Все эти факторы способны спровоцировать «идеальный шторм» в авиасфере. А значит, рассчитывать на возвращение приятных цен на авиабилеты, с высокой долей вероятности, не приходится.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.07.2022 22:30
Комментарии 0
Наверх