У этой истории грустный финал. Многие дебаркадеры советской эпохи, особенно, так называемые, речные вокзалы, продолжают свою службу на реках России. Правда, в другом качестве – сегодня они плавучие гостиницы и рестораны. Самому необычному из них – после переоборудования он стал похож на большого кита – не повезло. Он оказался не нужен ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.
В этой статье мы расскажем об одном дебаркадере, который вначале был речным вокзалом в Костроме, а потом развлекательным комплексом «Серебряный кит» в Санкт-Петербурге.
Дебаркадеры на Волге
До 1917 года дебаркадерами были, в основном, старые баржи. Это был удобный и относительно дешевый вариант. В нужном месте ставились несколько старых барж, и получался речной порт. Были, конечно, и исключения. Так, например, в дореволюционном Нижнем Новгороде, недалеко от знаменитой Нижегородской ярмарки, на берегу Волги располагались так называемые Сибирские пристани. По сути – это была цепочка барж-дебаркадеров, установленных вдоль берега Волги. Тогда это было место, откуда уходили вниз и вверх по Волге пассажирские пароходы. Для привлечения клиентов на баржах-дебаркадерах пассажирских пароходств строили большие сказочные терема в старорусском стиле. Начиная с 30-х годов ХХ века, в стране было освоено железобетонное судостроение. Вместо барж основой для дебаркадеров стали бетонные корпуса, срок службы которых составлял около сотни лет. Начался «золотой век» отечественных дебаркадеров. Были построены грузовые дебаркадеры, которые кроме складских помещений, могли с помощью балластных цистерн немного изменять свою осадку. Делалось это для того, чтобы уровень палубы парохода совпадал с палубой дебаркадера. Тогда основным способом погрузки-выгрузки были грузчики, и для них было удобно, чтобы сходни между пароходом и дебаркадером не имели большого наклона. Структура перевозок по рекам в 20-х - 60-х годах ХХ века, требовала пассажирских дебаркадеров. На реках страны их были сотни, если не тысячи. От не больших дебаркадеров для местных линий на малых реках до, так называемых, речных вокзалов в крупных областных городах. Речные вокзалы – это дебаркадеры на железобетонных корпусах с двух – трехпалубной деревянной надстройкой. Их длина достигала 65–85 метров, а водоизмещение 1 600–2 200 тонн соответственно. Это действительно были вокзалы. Кроме касс и зала ожидания в них были кафе и небольшие гостиницы, где транзитные пассажиры могли переночевать, дожидаясь своего парохода. Более подробно об эпохе дебаркадеров в царской России и Советском Союзе, а также их судьбе в современной России смотри статью «История дебаркадеров в России».
История дебаркадера «ДЖ-39»
В 50-х – 60-х годах прошлого века пассажирское судоходство на реках СССР вообще, и на Волге в частности, достигло своего максимума. Для обслуживания пассажиров дальних и местных линий в стране стали массово строить дебаркадеры – речные вокзалы. В 70-х годах им на смену в крупных областных центрах построили береговые речные вокзалы, но их было немного. На Волге их было около десяти. В остальных волжских городах эксплуатировались дебаркадеры. В крупных портах их было по несколько штук. Для Костромского порта в 1961 году, на Городецком судостроительном заводе построили дебаркадер проекта 33 с бетонным корпусом и двухпалубной деревянной надстройкой водоизмещением 1 500 тонн, длиной 65 и шириной 14 метров. Он относился к классу речной вокзал, так как на нем могли одновременно находиться 250 пассажиров, был зал ожидания на 232 пассажира и несколько кают. Экипаж дебаркадера (да, в то время, каждый дебаркадер имел свою команду, которая обеспечивала его круглосуточную работу) составлял 12 человек. На борту, обращенном к Волге, было написано большими буквами «Пристань Кострома». В списках Волжского Объединенного речного пароходства ВОРП он значился как «ДЖ-39». До развала СССР «ДЖ-39» работал в речном порту Костромы вместе еще с двумя пассажирскими дебаркадерами.
В целях обеспечения безопасности полетов над Россией в условиях продолжающегося российско-украинского конфликта европейским самолетам рекомендовано не летать над Москвой и Санкт-Петербургом.
Первый интересный поворот в его судьбе наступил в 1998 году. Тогда режиссер Виталий Москаленко снимал свой фильм «Китайский сервис». Действие фильма происходит на волжском пароходе, где полиция ловит карточного шулера. Сцены на пароходе снимались на загримированном под пароход начала века теплоходе «Эрнст Тельман» проекта 588, который в фильме играл роль парохода «Святитель Николай». Береговые сцены снимались на «ДЖ-39».
После развала Советского Союза практически все транспортные линии на реках страны прекратили свою работу, и потребность в плавучих пристанях резко упала. Крупные пассажирские дебаркадеры стали переделываться в плавучие гостиницы и рестораны. В конце 2000 года «ДЖ-39» был отбуксирован на верфь города Городец Нижегородской области для коренной переделки. Задумка была грандиозной. Вместо переделки в плавучую гостиницу на дебаркадере полностью демонтировали деревянную надстройку, а на бетонном корпусе была установлена новая, очень необычной формы, стилизованная под огромного кита с поднятым хвостом. Надстройка была блестящая металлическая, обшитая панелями, покрашенными под серебро. Проект переоборудование дебаркадера выполнило «Бюро корабельных инженеров» и дизайн-студия «Pole Design» . Новое стоечное судно (так официально классифицируются дебаркадеры) переименовали в «Серебряный кит». Впрочем, в документах всё осталось по прежнему – «ДЖ-39».
Начало «нулевых» годов – это время рассвета всевозможных торгово-развлекательных центров, ночных клубов и т.д. «ДЖ-39» должен был стать плавучим развлекательным центром, в котором располагались два зала – банкетный (вместимостью 250 человек) и фуршетный – ресторан, бар, небольшое казино и танцпол. Работы в Городце заняли два года. Осенью 2003 года дебаркадер отбуксировали в Южный порт Москвы, где произвели окончательный монтаж конструкции. После модернизации технические характеристики, в основном, сохранились. Изменилась габаритная высота (она составила 21 метр) и вместимость – одновременно в «Серебряном ките» могли находиться 500 человек. На борту работали 30 человек – 2 члена экипажа и 28 обслуживающего персонала развлекательного центра. Владельцы «Серебряного кита» из ООО «Фарсей» правильно поняли веяние «нулевых» и пытались занять нишу развлекательных комплексов на воде. Но здесь их ждало первое разочарование. Дело в том, что изначально планировалось поставить «Серебряного кита» у одной из набережных Москвы-реки, где уже находились несколько плавучих ресторанов. Но как раз в те годы тогдашний мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков начал непримиримую борьбу с дебаркадерами на Москве-реке. Градоначальник считал, что они портят внешний вид центра города. Шансов поставить «Серебряного кита» в Москве не было никаких, поэтому владельцы решили перевести его во вторую столицы в Санкт-Петербург. Они, вероятно, хотели сделать его своеобразным водным символом города, каким в Гонконге был плавучий ресторан «Jumbo». О нем смотри статью «Необычные корабли. Символы Гонконга».
И в Санкт-Петербурге всё пошло не так, как планировалось. «Кита» перегнали благополучно, а вот с местом его установки опять появились проблемы. Изначально владельцы хотели поставить его на набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове. Расчёт был на то, что рядом находится терминал для круизных лайнеров «Набережная Шмидта», это сулило в качестве посетителей туристов-иностранцев с круизных лайнеров. Мэрия Санкт-Петербурга не разрешила поставить «Кита» в этом месте. В этой статье мы пропустим подробности взаимоотношения мэрии города и владельцев дебаркадера. Скажем только, что «Серебряный кит» простоял в акватории судостроительного завода «Северная верфь» до середины 2007 года. Но, наверное, переделка «ДЖ-39» происходила под не счастливой звездой. Во время буксировки в Большую Невку, дебаркадер пришвартовали на техническую стоянку всего на один день недалеко от решетки Летнего сада. Этого оказалось достаточно, чтобы все петербуржцы выразили крайнее возмущение этим плавучим объектом, а заодно и мэрией, которая разрешила это безобразие. Вердикт общественности Питера был однозначным – в историческом центре города таким футуристическим объектам не место. «Серебряного кита» от греха подальше вернули на «Северную верфь». Только через 10 лет, летом 2018 года «ДЖ-39» «Серебряный кит» был отбуксирован к своему месту стоянки – на окраину города ниже Володарского моста около парка имени Бабушкина. Ввести его в эксплуатацию не удалось, срок аренды места у набережной и площадки перед дебаркадером истек. «Серебряный кит» был брошен владельцами, что привело к закономерному финалу. Во время весеннего ледохода 27 марта 2023 года корпус получил повреждение, и «Серебряный кит» частично затонул прямо около набережной. Осенью 2023 года начался его демонтаж, который завершился через год – в октябре 2024 года.
Заключение
Но демонтажем дело не закончилось. На набережной, рядом с тем местом, где был пришвартован «Серебряный кит» одним из городских арт-бюро был установлен памятный знак, на котором написано:
«Помним, не любим, не скорбим…
Тебя уже нет на причале Невы,
Распилен, разобран, следов не найти.
Лишь в памяти нашей твой образ засел,
Хоть жил ты не долго, но ярко блестел».
Так жители города отреагировали на завершение эпопеи «Серебряного кита».