Версия // Общество // Crew Dragon от SpaceX отправился к МКС с двумя астронавтами на борту и разрушил монополию «Роскосмоса»

Crew Dragon от SpaceX отправился к МКС с двумя астронавтами на борту и разрушил монополию «Роскосмоса»

6745

Со второй попытки

В разделе

Частная компания SpaceX впервые доставит астронавтов на Международную космическую станцию, прервав многолетнюю монополию российских «Союзов». Накануне вечером, 30 мая, из Флориды стартовал ее корабль Crew Dragon. 31 мая он должен состыковаться со станцией. Для «Роскосмоса» успех миссии будет означать потерю контрактов на доставку астронавтов на станцию, которые принесли госкорпорации 4 миллиарда долларов за девять лет.

30 мая в 22:22 по московскому времени с мыса Канаверал во Флориде со второй попытки успешно стартовала ракета-носитель Falcon-9 с кораблем Crew Dragon, который отправился к МКС. Американские астронавты впервые после затянувшегося на девять лет перерыва отправятся на станцию не на российском Союзе, а на корабле американского производства. Аппараты Crew Dragon компании SpaceX прошли ряд испытаний, а один из них уже успел побывать на МКС в качестве грузовика, но людей такой корабль повезет впервые. Это своего рода последнее, самое главное, испытание перед тем, как Crew Dragon начнут эксплуатировать в штатном режиме.

На борту космического корабля находятся астронавты НАСА Роберт Бенкен и Дуглас Херли, ранее летавшие на американских Space Shuttle и российских «Союзах». Стыковка Crew Dragon и МКС запланирована на 31 мая. На околоземной орбите аппарат пробудет от одного до четырех месяцев в зависимости от состояния его солнечных панелей, после чего астронавты вернутся на Землю. Основной целью второй демонстрационной миссии DM-2 называется проверка работоспособности систем и экипажа корабля.

Перенесенный старт

Запуск должен был состояться 28 мая, но погодные условия вынудили принять решение о его переносе: старт отменили буквально за 16 минут до назначенного времени, когда космонавты уже находились внутри корабля. 30 мая старт тоже могли перенести – во Флориде ожидались грозы, которые могли помешать запуску, но все обошлось. Еще со времен шаттлов правила пусков предполагали следующие требования: температура воздуха не ниже 5 градусов за сутки до старта и не выше 37 градусов в течение 30 минут после заправки, скорость ветра не выше 77 километров в час, отсутствие дождя, снега, града или молний. К слову, российские ракеты запускаются в любую погоду, и даже удар молнии не может стать поводом для переноса старта – об этом писал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Обычно за запуском космических кораблей наблюдает большое количество зрителей, и в этот раз любителям необычных зрелищ не помешала даже эпидемия коронавируса, сильно ударившая по США. Несмотря на предупреждения властей, более 150 тысяч человек стянулось к космодрому. В числе тех, кто пожелал присутствовать при старте, оказались президент США Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс, которые специально прибыли во Флориду. Интересно, что они прилетали сюда и 28 мая. Главы SpaceX Илона Маска там не было: два дня назад он находился на площадке и отвечал на вопросы прессы, а теперь, по слухам, отправился в Бока-Чика, чтобы разобраться с аварией взорвавшегося во время испытаний прототипа Starship.

Путь к успеху

Как уже упоминалось выше, США отправили людей в космос самостоятельно впервые за 9 лет. Последним пилотируемым американским кораблем был Atlantis программы Space Shuttle - интересно, что он отправился к МКС с той же площадки, что и космический аппарат компании Илона Маска. Его запуск состоялся 8 июля 2011 года. С тех пор космонавтов на МКС доставляли исключительно российские «Союзы». Успешное завершение миссии Demo-2 будет означать, что «Роскосмос» лишится своей монополии в доставке экипажей на МКС.

По теме

Компания SpaceX работала над созданием Crew Dragon, который разрабатывался на базе грузовика Dragon, в течение пяти лет. После обострения обстановки на международной арене в 2014 году США активировали работы, направленные на создание собственных аппаратов для доставки людей на МКС. SpaceX и Boeing стали победителями соответствующего тендера. Проект Crew Dragon получил 2,6 миллиарда долларов, Starliner — 4,2 миллиарда. За обозначенную сумму компании должны доставить на орбиту 48 человек в рамках 12 миссий, запланированных до 2024 года – в этом году заканчивается официальный срок работы МКС.

В марте прошлого года Crew Dragon уже летал на МКС, правда, отправился туда без экипажа. Он находился на околоземной орбите примерно сутки. Целью полета была проверка работы систем корабля и его оборудования. В мае 2019 года к МКС направился Boeing Starliner, запуск также проходил без экипажа. Аппарату не удалось добраться до станции, так как в программном обеспечении была допущена ошибка. Впоследствии он благополучно приземлился в Нью-Мексико.

Выгоднее «Союза»

На сентябрь 2020 года запланирован последний пуск «Союза» с американским астронавтом на борту. «Роскосмос» получит за него более 90 миллионов долларов. После этого Россия и США будут сотрудничать, обмениваясь местами на своих пилотируемых космических кораблях. Помимо них, возможность доставки людей в космос имеется у Китая, но американское законодательство ограничивает сотрудничество Пекина и Вашингтона в этой области, так как существует высокий риск утечки технологий, которыми располагают США, в КНР.

По данным на июль 2019 года НАСА заплатило «Роскосмосу» 3,9 миллиарда долларов за 70 мест для астронавтов на «Союзах». С 2006 года стоимость одного места выросла с 21,3 миллиона до 90 миллионов долларов. Лишение монополии означает для «Роскосмоса» ежегодную упущенную прибыль в размере 400 миллионов долларов. Примерно столько же потратила SpaceX на создание Falcon 9 с многоразовой первой ступенью. Для сравнения, бюджет «Роскосмоса» в 2020 году составляет 176 миллиардов рублей (2,38 миллиарда долларов), а корабль «Федерация», работа над созданием которого ведется в течение последних десяти лет, до сих пор не готов.

При этом использование американского Crew Dragon обойдется дешевле, чем доставка астронавтов «Союзом». Полная стоимость одной миссии корабля SpaceX к МКС с учетом затрат на строительство ракеты и космического корабля, при условии заказа как минимум четырех миссий в год, оценивается в 160 миллионов долларов – это менее 23 миллионов за человека, если кабина будет заполнена по максимуму. Кроме того, Crew Dragon более технологичен. Он приводняется в Атлантическом океане и вылавливается судном Go Navigator, после чего корабль доставляют во Флориду. Он, как и «Союз», использует парашютную систему, но, в отличие от «Союза», является многоразовым – его можно использовать до пяти раз, и рассчитан он не на трех человек, а на семерых.

Напомним, в 2014 году, когда конфронтация между Россией и США вышла на пик на фоне ситуации на Украине и присоединения Крыма к России, Дмитрий Рогозин предложил западным партнерам «альтернативу» российской космонавтике.

Дмитрий Рогозин: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».

Сегодня многие вспоминают эту реплику, и вполне очевидно, что сейчас, в 2020 году, российской монополии приходит конец. Интересно, что незадолго до старта Crew Dragon к МКС глава «Роскосмоса» подчеркнул, что в течение этих 9 лет на России лежала большая ответственность, и Москва была бы рада, если бы у американцев появилась собственная транспортная пилотируемая система.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.05.2020 12:15
Комментарии 0
Наверх