// // Что стоит за арестом топ-менеджера "Аэрофлота"

Что стоит за арестом топ-менеджера "Аэрофлота"

2171

Коррупция за облаками

Что стоит за арестом топ-менеджера "Аэрофлота". фото: Михаил Почуев, Сергей Бобылев/ТАСС
В разделе

Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Владимир Александров арестован по обвинению по делу о мошенничестве в особо крупном размере. В последнее время вокруг авиакомпании не утихают скандалы. В сводки новостей попадают то катастрофы её самолётов, то массовые протесты стюардесс, то возмущение пассажиров непомерными ценами на билеты, то гигантские доходы топ-менеджеров компании. Теперь к этому добавилось ещё и уголовное дело о коррупции. Что же происходит с «крыльями России»?

При этом в самой компании словно не замечают происходящего, твердя о новых и новых триумфах. Так, 10 дней назад на сайте компании появилась новость, что международное рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный кредитный рейтинг «Аэрофлота». Замгендиректора «Аэрофлота» Владимир Александров пояснил: «Перспективные идеи «Аэрофлота» вносят значительный вклад в обеспечение безопасности на борту и повышение доступности авиаперевозок». Ранее тот же Александров предложил создать первую в России глобальную стратегию транснационального антикоррупционного комплаенса. Теперь он сидит в камере следственного изолятора.

Замгендиректора «Аэрофлота» оказался липовым гражданином

Согласно заключению Следственного комитета Александров и ещё трое обвиняемых нанесли «Аэрофлоту» ущерб на 250 млн рублей. Они заключили со сторонними компаниями контракты на оказание «Аэрофлоту» юридических услуг, хотя у перевозчика есть 50 штатных юристов. Они в реальности и выполняли эту работу, за которую на сторону ушла четверть миллиарда рублей.

Самое интересное выяснилось дальше. Оказалось, что Владимир Александров – урождённый Армен Абалян. Переехав с мамой в 2000 году из Армении в Орёл, они «приобрели» российское гражданство – как теперь известно, незаконно. «Установлен факт использования заведомо ложных сведений о месте регистрации, постоянном проживании в предоставленных документах при подаче заявления о приобретении гражданства России Аванесян Анаит и её сына», – говорится в отчёте. Спустя четыре года Абалян решил сменить имя и фамилию, после чего окончил юридическую академию, а затем устроился следователем транспортного управления СК РФ. На этом посту он в 2013 году расследовал дело о превышении полномочий тогдашним первым замдиректора «Аэрофлота» Андреем Калмыковым. Александров-Абалян закрыл дело Калмыкова без каких-либо последствий для обвиняемого. А через два месяца устроился работать в «Аэрофлот». Конечно, это было чистым совпадением – а вы как подумали?

В итоге в 2016 году Александрова повысили до замгендиректора по правовым и имущественным вопросам. После этого в его подчинении оказались и департамент экономической безопасности, главной задачей которого является борьба с коррупцией, и департамент управления собственностью, и департамент по закупочной деятельности. Тогда «Аэрофлот» и стал заключать договора с подмосковной фирмой «Ваш адвокатский партнёр», где работали всего два адвоката – Дина Кибец и Александр Сливко. Которые ранее учились вместе с Александровым в МГЮА им. Кутафина. Старое знакомство оказалось для них более чем выгодным. Кибец и Сливко работали по заоблачному ценнику: «Аэрофлот» платил им по 400 евро в час.

Уголовное дело о мошенничестве пока что расследуется и, возможно, ещё преподнесёт много «открытий чудных». А тем временем, если верить сообщению телеграм-канала «Бойлерная», суд постановил лишить Александрова (Абаляна) российского гражданства. Представляете, какой силы удар по репутации «Аэрофлота»!

«Аэрофлот» задирает цены и показывает убытки

По теме

Впрочем, с ним и без того уже давно большие проблемы. Взять хотя бы стоимость билетов на рейсы «Аэрофлота», которые являются, как правило, самыми высокими. Ну вот, судите сами. Почему билет из Нью-Йорка в Москву стоит 21 283 рубля, причём с включённым в стоимость багажом, а из Сочи в Москву – 27 498 рублей, и за багаж ещё нужно доплачивать?! Ведь расстояние между Москвой и Сочи почти в 6 раз (!) короче, чем до Нью-Йорка. Похоже, только потому, что в нынешний бархатный сезон Сочи – это популярное направление и пассажиры вынуждены будут брать билеты даже по явно завышенной цене.

Ещё беспринципнее действует «Аэрофлот» там, где у этой авиакомпании фактически монополия. Так, билеты рейса Москва – Петропавловск-Камчатский стоят от 60 тыс. до 160 тыс. рублей! Это чрезвычайно дорого, а дешевле летать не на чем. Вот и получается, что вырастает целое поколение, которое не может позволить себе хоть раз в жизни увидеть столицу своей родной страны. Ведь на авиарейсах на Камчатку работает фактически только эта авиакомпания.

Тем не менее все последние годы «Аэрофлот» терпит официальные финансовые убытки, которые ещё и продолжают расти. Так, по итогам первого полугодия 2019 года отрицательный баланс «Аэрофлота» составил 8,8 млрд рублей – втрое больше, чем в аналогичный период прошлого года. И это при том, что «Аэрофлот» получает от государства субсидии, которые компенсируют затраты на рейсы внутри страны. Только за три года компания получила таких субсидий на 3,9 млрд рублей.

Похоже, налицо чистая, беспримесная жадность руководства авиагиганта. Ведь пока пассажиры страдают, он не экономит на себе. Только за 2018 год руководство «Аэрофлота» получило премии в размере 413,1 млн рублей. Причём средний годовой доход члена правления, по данным за 2017 год, превышал средний годовой заработок рядового сотрудника до 300 раз. А помните пассаж Александрова – Абаляна о, дескать, «значительном вкладе перспективных идей «Аэрофлота» в обеспечение безопасности на борту»? Только в этом году случилось уже три аварии на рейсах перевозчика. В январе самолёт, следовавший по рейсу Астана – Москва, съехал с полосы на грунт. К счастью, никто тогда в итоге не пострадал. Обошлось без жертв и при следующей аварии, когда произошло задымление салона на рейсе Белград – Москва. Увы, третий прецедент стал фатальным – в майской трагедии, когда самолёт рейса Москва – Мурманск загорелся в Шереметьеве, погиб 41 человек.

И что же? Всю вину спихнули на пилота. Командир экипажа Денис Евдокимов был обвинён в ряде ошибок: мол, они не выключили двигатели сразу после посадки и зря открыли в кабине боковое окно, что увеличило скорость горения. Да, за происходящее на борту отвечает пилот. Но не в том ли проблема, что из соображений экономии «Аэрофлот» не проводил тренировок с посадками вручную – зачем тратить деньги, если можно понадеяться на автопилот и тренажёры? Так где было набраться опыта тому пилоту? Как бы то ни было, всегда проще найти крайнего «стрелочника», чем устранять системную ошибку в самой авиа­компании.

Три миллиарда на закупку элитных бизнес-чехлов

Кстати, после трагедии в Шереметьеве «Аэрофлот» заподозрили в покупке ботов, которые прославляли бы компанию в соцсетях и гасили волну гражданского недовольства. Ходили слухи, что пиарщики компании обратились в коммуникационные холдинги с просьбой предоставить «лидеров общественного мнения» по всем социальным сетям. В итоге под постами о погибших при пожаре стали появляться десятки положительных отзывов, где «Аэрофлот» называли своей любимой и лучшей авиа­компанией. Заодно прогремел скандал и с закупкой компанией на 2,7 млрд рублей элитных чехлов для салонов бизнес-класса. Напомним, что это при ежегодных многомиллиардных убытках. Когда новость об «элитном зачехлении» дошла до широких масс, менеджеры «Аэрофлота», судя по всему, снова стали закупать боты, чтобы те в социальных сетях «создавали позитивный имидж компании».

Эксперты считают, что под главой «Аэрофлота», 65-летним членом высшего совета «Единой России» Виталием Савельевым, сегодня сильно шатается кресло и арест его верного подчинённого Александрова, который знает многое про финансовые потоки в компании, – атака на топ-менеджера. Многоопытный чиновник, который уже больше 10 лет руководит «Аэрофлотом», а до этого возглавлял советы директоров ВВЦ, Российского банка развития, МТС, КОМСТАР, банков «Россия» и «МЕНАТЕП Санкт-Петербург», был первым вице-президентом АФК «Система», зампредом правления «Газпрома» и замминистра экономического развития и торговли РФ, видимо, вынужден будет всё же уйти в отставку. Конспирологи подозревают в желании занять это кресло экс-министра транспорта РФ Максима Соколова. Что ж, подковёрные игры давно являются частью сложившейся системы. Жаль только, что они вряд ли приведут к повышению безопасности полётов и снижению цен на билеты.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.10.2019 08:04
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх