Версия // Общество // Бюджетные миллиарды, выделенные на создание туристических зон, исчезли

Бюджетные миллиарды, выделенные на создание туристических зон, исчезли

4114

Вылетели в кластер

фото: LORI
В разделе

Внезапно вспыхнувшая у россиян два года назад любовь к внутреннему туризму постепенно идёт не спад. Аналитики отмечают: в этом году даже самым популярным направлениям вроде Сочи вряд ли удастся повторить рекорды прошлого сезона. Но это ещё полбеды. Главная проблема в том, что ни российские власти, ни представители турбизнеса так и не смогли воспользоваться ситуацией и поднять отечественную туриндустрию на качественно новый уровень.

Одним из драйверов развития внутреннего туризма должно было стать создание так называемых туристических кластеров. По крайней мере чиновники неустанно твердят о важности этого проекта. Что же вышло в итоге? «Никто ничего не знает про эти кластеры. Никакой систематизированной чёткой информации о них нет», – ещё несколько месяцев назад рассказал «Нашей Версии» источник, близкий к Ростуризму.

Слова нашего собеседника не так давно официально подтвердила Счётная палата.

В ведомстве провели проверку использования Ростуризмом бюджетных средств и выяснили: в прошлом году ведомство получило из бюджета 3,6 млрд рублей на создание туристических кластеров. Чиновники освоили 99,6% этих средств. Однако «из 16 туристско-рекреационных кластеров, предусмотренных к завершению на начало 2016 года, в полном объёме не завершён ни один. Из 25 объектов обеспечивающей инфраструктуры, подлежащих вводу в 2016 году, введено только 11. Из 97 объектов туристской инфраструктуры, подлежащих вводу инвесторами, не введены 29», – говорится в сообщении Счётной палаты.

Нет у кластера конца

В Ростуризме обвинения опровергают. Правда, подобные опровержения скорее похожи на жонглирование словами и юридическими терминами. Оно и понятно: если ни одного туристического кластера не появилось, опровергнуть сей факт весьма затруднительно. «Понятия «завершение строительства кластера» в федеральной целевой программе нет. Есть мероприятия, которые реализуются. Кластеры созданы, действуют и принимают туристов», – изворачиваются в пресс-службе Ростуризма.

Газета «Наша Версия» решила провести свой небольшой эксперимент. Не претендуя на серьёзное социологическое исследование, мы решили опросить нескольких участников рынка. Безотносительно недавней проверки Счётной палаты мы задали экспертам только один вопрос: какие успешные туристические кластеры они знают?

Результат нас поразил. Аналитики рынка готовы назвать максимум два-три успешных действующих кластера. При этом на официальном сайте Ростуризма говорится о том, что в России таковых будет создано более 60. Причём некоторые из них должны были быть уже построены, а какие-то предполагается запустить буквально в будущем году. Впрочем, можно предположить, что с готовностью кластеров в следующем году будет та же история, что и в этом.

По крайней мере проведённая в 2016 году всё той же Счётной палатой проверка показала столь же неутешительные результаты. Потому нет оснований полагать, что в 2018 году Ростуризм будет изменять «традиции».

Вместо программы – ярмарка стартапов

И всё же, по мнению работников туриндустрии, обвинять в отсутствии положительной динамики по созданию туристических кластеров только лишь Ростуризм было бы не совсем верно. «Во всём мире туризм развивается благодаря государственно-частному партнёрству. А в России невозможно заработать на туризме. Частному бизнесу невыгодно его развивать. Слишком большая налоговая нагрузка, кредиты выдают под высокий процент, государство слишком прессует частный бизнес. Нет условий для развития. Единственный положительный пример развития туризма у нас – это Сочи. Но там всё было сделано под Олимпиаду, то бишь, считай, добровольно-принудительно», – рассуждает наш собеседник, близкий к Ростуризму.

По теме

Вот и получается, что 63 проекта по созданию кластеров, анонсированных на официальном сайте ведомства, это скорее лишь красивая витрина, нежели реальные проекты, которые непременно будут реализованы. «Заявки подаются сырые и непроработанные. Соответственно те проекты, которые вы видите на сайте Ростуризма, находятся в разных стадиях готовности. Есть те, которые существуют просто на бумаге. Есть те, которые только получили одобрение, – говорит гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Но я не могу согласиться с оценками Счётной палаты в том, что деньги тратятся неэффективно. В 2014–2015 годах, когда было ясно, что денег не хватает, часть проектов была пересмотрена. Какие-то проекты из корзины выбрасывает сам Ростуризм. Можно сказать, что это такой набор туристических стартапов: часть умрёт своей смертью, часть – станет успешными».

Потерянные миллиарды

Успех того или иного проекта, как считают эксперты, иной раз зависит от чисто политической составляющей. В этом смысле образцово-показательным примером служит кластер на Алтае – Белокуриха. Там действительно была построена туристическая инфраструктура, оборудован горнолыжный курорт и экокурорт с озёрами. «Алтайский край – непременный участник всех туристических выставок. Но там зачастую идёт продвижение на уровне губернатора. То бишь на политическом уровне всё это активно продвигается», – отмечает собеседник «Нашей Версии».

Но даже этот, один из образцово-показательных проектов пока так и не был реализован до конца. К примеру, на сайте Ростуризма значится, что кластер должен был быть закончен ещё в прошлом году. Однако, по словам наших экспертов, все запланированные работы там пока ещё не выполнены.

Открытым потому остаётся вопрос: куда же уходят выделяемые из бюджета деньги?

«Ростуризмом не были приняты меры по возврату в доход федерального бюджета средств из региональных бюджетов в связи с недостижением показателей результативности использования субсидий», – отмечают в Счётной палате.

Кроме того, ведомство указывает также и на то, что субсидии на реализацию мероприятий ФЦП предоставлялись регионам с нарушениями.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока чиновники раздумывают над тем, как бы им обустроить туристические кластеры, в этом сезоне падение спроса на туры на Черноморское побережье уже составило порядка 10–20%. Свою лепту в это вносит, конечно, и холодная погода. Однако главные причины – скорее наличие конкурентных предложений по Турции и достаточно высокие цены на проживание в российских отелях. «Рост цен в ряде объектов достигал 30% в сравнении с прошлым годом. Такая политика крымских отельеров на фоне общего спада на внутренний турпоток привела к значительному сокращению бронирований туров в Крым», – отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР).

По данным АТОР, количество индивидуальных туристов на курортах Крыма и Краснодарского края в начале этого лета снизилось на 5–7% по сравнению с прошлым годом, организованных путешественников – на 12–15%.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.07.2017 15:47
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх