Одна из ведущих металических формаций Швеции, играющая в стилистике мелодичного дэта, вновь вернулась в Москву в середине дождливого июля 2019 года. Музыканты вняли настоятельным просьбам своих многочисленных поклонников и обрушили на них глыбы мощнейших аккордов и слов.
Никто не возражал против такого поворота событий, ибо мастеровитые скандинавы являются желанными гостями на любом мало-мальски заметном рок-фестивале, не говоря уже о сольных выступлениях. Остановимся более подробно на концерте в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT (ул. Орджоникидзе, 11), который собрал аншлаг в летний московский понедельник, который, как известно, начинается в России в субботу)).
Поделюсь с читателями наблюдением, что музыкальная поэзия Arch Enemy не настолько глобальна, как допустим, шекспировский «Король Лир» в смысле отрицания. Но страсти на сцене кипят нешуточные. Музыканты показывают, что они не сломлены ударами судьбы и с навыками сопротивления окружающей нас «гармонии», у них все в порядке.
Их вещи, вроде заглавной композиции «The World Is Yours» (с которой и «стартануло» нынешнее московское шоу) или продолживших ее «Ravenous», «Stolen Life», «War Eternal», невероятно мощные. Они просто искрятся немаскированой брутальностью. Перед зрителями развертывается перманентная инсценировка драматических легенд и непростых будней чувствующего человека.
Некий побег в собственное воображение (как в песне «The Race») из оцифрованных времен и жестких рамок современного шоу-бизнеса, где конкурента «схарчуют» на раз и потом он нем будут помнить лишь критики, составители музыкальных энциклопедий, да несколько фэнов.
Некоторые композиции задуманы и осуществлены ими очень элегантно. Взять, к примеру, оттяжные «You Will Know My Name» или «Dead Eyes See No Future» - тут на помощь придут разве что сравнения с музыкой таких команд, как In Flames или Dark Tranquillity, о которых мы также писали.
Но особого изящества Arch Enemy добавляет бесподобный рык вокалистки Алиссы, употребляющей его так, словно треснули Небеса и Земля вместе взятые. В целом, скандинавы поют о тотальном оборотничестве мира, когда нищий бывает всех богаче, состоятельный финансово – наиболее уязвим и тревожен, а плывущему против течения, подчас легче, чем следующим в потоке.


Все – не то, чем оно кажется. Мертвые продолжают хоронить своих мертвецов, как в «Dead Bury Their Dead». Многое обманчиво: за богом – бог, за призраком – призрак, за истиной – новая истина («No Gods No Masters»). Но есть и другая «иерархия», где о форме думают и соблюдают, но делют это с особой виртуозной небрежностью, которая и отличает истинного профессионала от любителя. Аксель Роуз, Ник Кейв, Боб Дилан, Нил Янг, Том Уэйтс, Игги Поп, Ринго Старр, Майкл Эммот, Никлас Энгелин и некоторые другие артисты, как захотят, так и сыграют, срифмуют или станцуют.


Так играть – признак блеска и мастерства, потому что само мастерство уже человека мало волнует как таковое. А его волнует (если угодно) прямое воздействие на слушателя и ощущение, что он еще может…
Пленительная легкость воплощается ими на сцене, открывая внимательному слушателю «тропы» для осознавания собственных комплексов и страхов. Таким образом, развивая мускулы фантазии, освобождать разум от никчемных мыслей и идей, открывая себя настоящего («We Will Rise»).
Сет-лист:
- The World Is Yours
- Ravenous
- Stolen Life
- War Eternal
- My Apocalypse
- The Race
- You Will Know My Name
- Under Black Flag
- Dead Eyes See No Future
- The Eagle Flies Alone
- First Day in Hell
- As the Pages Burn
- No Gods No Masters
- Dead Bury Their Dead
- We Will Rise

БИС:
- Avalanche
- Snowbound
- Nemesis/Fields
Фотографии – автора.