В Росавтодоре предложили сделать все дороги страны платными
Ну, за проезд!
Возможно, система «Платон» скоро распространится не только на фуры. Представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) выступил со смелой идеей обложить сбором каждый автомобиль, выезжающий на российские дороги. Но что тогда случится с транспортной связностью страны?
Прорывное предложение о распространении платы за проезд к 2030 году на все авто прозвучало на форуме Kazan Digital Week. Причём замглавы управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Денис Кирюхин аргументировал инициативу тем, что у ведомства имеются ощутимые проблемы с деньгами. «С бюджетом есть ограничения, растёт стоимость строительных ресурсов, содержания», – пояснил чиновник. И добавил: «Когда принимались законы о дорожных фондах, не учитывались современные тенденции, в том числе электроавтомобили».
Жалобу на засилье электрокаров – здесь, очевидно, функционер сетовал на то, что их водители не участвуют в содержании Росавтодора, поскольку не пользуются АЗС и пока не облагаются транспортным налогом, – вряд ли стоит считать состоятельной. По данным «Автостата» на 1 июля, в России электромобилей, в том числе и подключаемых гибридов, было всего 138,5 тыс. штук, или 0,12% от общего количества легковых авто. Получается, апелляцией к этой пренебрежимо малой величине проталкивается сбор, который покроет все 100% легкового парка?
«Это пока только в рамках обсуждения, но тем не менее», – в дополнение подчеркнул Денис Кирюхин. И, кажется, слукавил, ведь у властей уже всё фактически готово для реализации идеи.
«Платон» на низком старте
Свои рассуждения чиновник подкрепил довольно-таки детальным планом по введению тотальной платы за проезд. Этот план предполагает её распространение к 2027 году на опорную сеть автодорог, а к 2030-му предусматривает создание «бесшовной» системы взимания денег по принципу «пользователь платит». Но не слишком ли широко здесь раздвинуты «рамки обсуждения» и не слишком ли это похоже на подготовку к «платонизации» всего автомобильного трафика?
По утверждению Кирюхина, принцип «пользователь платит» «зафиксирован в транспортной стратегии», однако он упоминается в документе относительно «развития грузоперевозок», но не как основание для поборов с остальных участников движения. Впрочем, стратегия действительно содержит формулировки, которые можно трактовать как доводы в пользу функционера. Например, там речь идёт о «внедрении подходов на отдельных видах транспорта по переводу платежей и сборов на систему оплаты за километр пробега» и о «расширении принципа оплаты за использование транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации».
Депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Ерёмин назвал высказанную представителем Росавтодора идею «смелой, перспективной и справедливой». Вероятно, забыв, что принцип «пользователь платит» в общем-то уже реализован: дорожные фонды страны пополняются за счёт топливных акцизов, транспортного налога и системы «Платон», тарифы которой увеличиваются с завидной регулярностью и сейчас составляют 3,34 рубля за километр. Неужели парламентарий считает «справедливым» прибавление дополнительного сбора к уже имеющимся?
А вот в Минтрансе инициативу Кирюхина не поддержали, но сделали это так, чтобы впоследствии комментарий можно было бы и дезавуировать. От лица ведомства высказался не министр, а официальный представитель структуры Николай Шестаков. По его словам, «в Минтрансе России идея введения платного проезда по всем дорогам страны не обсуждается и не рассматривается». И в самом деле, не поспоришь: пока она, видимо, муссируется только в Росавтодоре, но почему бы и самому министерству не обратиться к ней поближе к означенному 2030 году?
Неохота к перемене мест
В июле премьер Михаил Мишустин на встрече с главой Федерального агентства железнодорожного транспорта Александром Сахаровым произнёс слова, которые в равной степени можно адресовать руководителю любого ведомства, отвечающего за перемещение по стране товаров и людей.
Как тогда заявил глава кабинета, «приоритетная задача – укрепление транспортной связанности наших регионов, она стоит перед страной. На сегодняшний день бесперебойные перевозки грузов, а также пассажиропотоков являются основой развития страны, поскольку транспортная связанность, о которой говорил президент, сегодня даёт колоссальный эффект на смежные отрасли и в том числе на экономический рост».
Однако если предложение росавтодоровского чиновника будет таки воплощено в жизнь, эти слова так и останутся словами. Наверное, люди ещё сто раз подумают, чтобы навестить родственников в другой области или отправиться на собственном авто развивать внутренний туризм – к морю ли отдохнуть, на кавказские минеральные воды поправить здоровье либо полюбоваться архитектурой какого-нибудь города. Увянет индустрия грузоперевозок: коль скоро водители могучих фур не всегда справляются со счетами, выставляемыми «Платоном», то что уж говорить о малотоннажных «портерах» и «газелях»?
Но вдруг в Росавтодоре добиваются именно этого: радикального снижения интенсивности автомобильного движения? Меньше транспорта – меньше износ дорожного полотна, а меньше износ – меньше и трат на содержание всей этой инфраструктуры. А о транспортной связности пусть другие ведомства заботятся.
Рифат Шайхутдинов, первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
Рифат Шайхутдинов, первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
– У нас право на свободное передвижение граждан зафиксировано в Конституции. У нас на сегодняшний день жёстко регулируется, что при наличии платной дороги должна быть возможность бесплатного передвижения в этом же направлении. Поэтому я думаю, что инициатива не получит поддержку.
Юрий Баранчик, политолог
Юрий Баранчик, политолог
– Раньше мы удивлялись, почему в огромной нефтедобывающей стране бензин стоит дороже, чем за рубежом. Оказывается, с нас сдирали деньги на финансирование того же Росавтодора, не способного сделать нормальные дороги, которые не нужно ремонтировать каждый год. Теперь мы ещё должны платить напрямую за то, что приходится в пробках ездить по этим ухабам. И, заметьте, речь идёт о взимании платы за проезд по дорогам, но не об отмене топливного акциза.
Сергей Глазьев, государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси
Сергей Глазьев, государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси
– Эксперты, выступающие за введение платы за проезд по автодорогам общего пользования, не знают азов экономической теории. Транспортные магистрали являются благом с большим внешним эффектом, который заключается в поддержании экономической активности благодаря связанности регионов. Чем больше и разветвлённее транспортная инфраструктура, тем больше возможностей для увеличения хозяйственных связей, производственной кооперации и мобильности занятых граждан. Строительство дорог окупается увеличением налоговой базы, поэтому дороги и строят за счёт госбюджета.
Никита Кричевский, экономист
Никита Кричевский, экономист
– Дороги относятся к общественным благам, главными отличиями которых являются неисключаемость в доступе и несоперничество в потреблении. Иными словами, дороги строит и поддерживает государство для общего блага, включая экономику... Что до нас с вами, то нам можно только посочувствовать. Либо решение о платных дорогах по всей стране уже принято, либо предстоит ждать путинского окрика.
Кстати
Согласно подсчётам «Автодора», с 1 июня по 31 августа 2025 года по платным дорогам госкомпании проехали более 137 млн раз, что лишь на 1,1% больше, чем за тот же период 2024-го. При этом за прошлогоднее лето платными трассами воспользовались 135,5 млн раз – на 39% больше показателя 2023-го. Эксперты объясняют снижающуюся динамику материальным положением пользователей дорог.
В начале года «Автодор» проиндексировал тарифы на проезд по всем платным участкам. Так, поездка от Москвы до Краснодара по М-4 для легковых авто и мотоциклов подорожала на 360 рублей до – 4,6 тыс. рублей. От Солнечногорска до Санкт-Петербурга по М-11 – на 320 рублей – до 3,5 тысячи. От Москвы до первого съезда на Казань по М-12 – на 344 рубля – до 4,8 тысячи.