В Калининграде собирают «КИА» весьма странными способами
АВТОТОРмоз экономики
Успеху карьеры г-на Щербакова в советские годы можно только позавидовать. Уже к 1991 году он стал первым заместителем премьер-министра СССР Валентина Павлова. Одновременно он возглавил союзное Министерство экономики и прогнозирования, созданное вместо Госплана. В сентябре 1991 года Владимир Щербаков зарегистрировал фонд «Интерприватизация». Основной целью фонда являлось обеспечение комплексной разработки, организации и продвижения инвестиционных и приватизационных проектов в России, странах СНГ и Восточной Европы.
Известно, что в 1995 году Владимир Щербаков активно занимался политической деятельностью по созданию на базе Российской объединённой промышленной партии избирательного блока «Союз труда». По информации интернет-сайта Compromat.ru, в один из дней ему на факс поступило некое письмо, автор которого сообщал о наличии у него подлинников документов о противоправной деятельности фонда «Интерприватизация», связанной с присвоением государственных денежных средств в схемах по возврату долгов бывшего СССР, выведении активов за рубеж и оформлении их на подставных лиц (западных адвокатов), неуплате налогов с фактически полученных доходов. Речь шла о суммах в сотни миллионов долларов. Эту информацию он должен был либо опровергнуть, либо уйти с политической арены. Он выбрал второй вариант.
Правда, нельзя сказать, что это был уход «в никуда». Г-ну Щербакову удалось сохранить «заработанный» капитал, который, по некоторым оценкам, составлял около $0,5 миллиарда. И уже довольно скоро, в 1996 году, в Особой экономической зоне (ОЭЗ) Калининградской области было зарегистрировано предприятие «Автотор». Предполагалось, что на нём будет производиться так называемая отвёрточная сборка автомобилей иностранного производства, а льготное налогообложение позволит «Автотору» быстро встать на ноги. Вскоре предприятие заключило первые контракты с корейским автогигантом «КИА», а затем к нему присоединились именитые «БМВ» и «Дженерал Моторс».
Любопытный факт: производственные мощности были построены вовсе не на «заработанные» г-ном Щербаковым миллионы, а на льготные кредиты. Если вспомнить темпы инфляции в те годы, то «Автотор» построился фактически задарма.
Не стоит забывать и о помощи инвесторов. По информации того же Compromat.ru, кредит в $30 млн., которые г-ну Щербакову предоставили доверчивые корейцы, он до сих пор не вернул. А помимо официально ввозимых сборочных комплектов в Россию стали поставлять разобранные готовые автомобили. С новеньких «КИА» попросту снимали колёса и бамперы, затем перевозили их в Калининград и прикручивали детали обратно. Затем автомобили выдавали за собранные по договору и пускали на реализацию. В соответствии с таможенным и налоговым законодательством сборочные комплекты облагаются гораздо меньшими пошлинами, чем ввозимые автомобили. Поэтому прибыль от каждой ввезённой таким образом иномарки составляла до $5 тысяч! А ведь таких автомобилей было несколько тысяч в год...
Эта деятельность не могла остаться без внимания правоохранительных органов, поэтому в 2000 году УФСНП по Калининградской области было возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организаций). Через связи в местной прокуратуре Щербакову удалось прекратить это дело, в июне 2001 года УФСНП вновь возбудило уголовное дело № 26141 по той же статье. Но и это дело было прекращено. Однако следующую атаку Щербакову отбить не удалось. В результате проведённой проверки были выявлены серьёзные правонарушения «Автотора», и уже в июне 2004 года Балтийская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело № 30030 по фактам уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Правда, это дело Щербакову тоже удалось прекратить, после чего «Автотором» занялась Генпрокуратура.
Тогда в СМИ активно стали появляться публикации об «успехах» «Автотора», прозрачности бизнеса компании и светлых перспективах на будущее. Среди защитников Щербакова были имена депутата Госдумы Валерия Драганова, президентского полпреда в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, а также помощников президента Сергея Приходько и Сергея Ястржембского.
Но это далеко не все скандалы, связанные с именем г-на Щербакова. Не смог он найти общий язык и с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым. В одном из своих интервью Щербаков обвинил Егорова в бездарном управлении регионом, сказав, что Калининградская область развращена и разворована. А ведь налоговыми преимуществами области активно пользовался не кто иной, как Щербаков...
Губернатор на подобные высказывания обиделся и пригрозил даже подать на Щербакова в суд за неполиткорректное поведение. Кроме того, он пообещал руководству «Автотора» лишить предприятие положенных льгот, что могло существенно подорвать авторитет предприятия в глазах иностранцев.
Кстати, по мнению депутата Калининградской областной думы Игоря Рудникова, действия руководителей «Автотора» на протяжении восьми лет наносят ущерб Калининградской области. Ведь, когда предприятие только приступило к своей деятельности, Щербаков неоднократно заявлял в местной прессе, что собирается развивать автосборочное предприятие в области, в связи с чем он и нуждается в налоговых льготах, которые позволяют осуществлять поставку комплектующих, минуя таможенные сборы. А это 30—40% общей суммы. Тогда он говорил, что предприятие будет работать с мощностью 40 тысяч автомобилей ежегодно. Администрация Калининградской области пошла ему навстречу, приняв закон о государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей, мото- и велотехники в области, в соответствии с которым предприятие и стало льготным. Однако на деле «Автотор» работает с гораздо меньшей мощностью и на нём занято не более тысячи рабочих.
А ведь всё это существенно подрывает не только имидж Калининградской области. Речь идёт об имидже всего российского автопрома в глазах иностранных инвесторов, которые, прежде чем заключать новые контракты, должны видеть, насколько эффективно работают старые.
Просмотров: 2973