"Трансаэро" и "Аэрофлот" монополизируют рынок после крушения конкурента "ЮТэйр"
Небесные монополисты
В последнее время всё чаще обсуждаются слухи о возможном банкротстве одного из крупнейших российских авиаперевозчиков – компании UTair. Надо сказать, что эти слухи невероятно близки к действительности. Если Правительство не окажет компании финансовую помощь, а её основной владелец «Сургутнефтегаз» всерьез не задумается о последствиях потери вертолетного парка, то UTair перестанет существовать, несмотря на свои амбициозные планы.
Если бы не кризис
Успехи, достигнутые компанией в 2012-2013 годах, стали реальностью, по большей части, за счет огромных кредитов (конец первого полугодия 2012 – 53 миллиарда рублей), которые значительно превышали уровень прибыли (31,2 миллиарда рублей). Безусловно, эти крупные финансовые вложения стали бы приносить прибыль в дальнейшем, но только при условии, что в стране не наступит финансовый кризис. А то, что происходит в России с конца прошлого года, именно так и называется. В декабре компания объявила дефолт по облигациям, то есть признала, что не в состоянии расплатиться с кредиторами, которые тут же подали соответствующие иски о банкротстве. UTair обратилось за помощью к Правительству, а также начала переговоры с кредиторами по реструктуризации долга.
Что происходит с отраслью?
Во всем мире в период падения цен на нефть, акции авиаперевозчиков растут – их доходность растет из-за снижения ключевых издержек на топливо. Казалось бы вот момент, когда надо вкладываться в авиакомпании! И только в России лизинговые платежи легко опрокидывают компанию, когда государство решает поддержать бюджет девальвацией рубля. Причем помочь ключевому перевозчику, который закрывал многие не самые популярные направления никто не спешит. Выжившие компании с удовольствием соберут оставшиеся лакомые крошки, попляшут на костях съеденных конкурентов, и затем уже как «единственные оставшиеся» смогут выпрашивать помощи у государства. Если Аэрофлот и Трансаэро захотят «раскрутить» государство на субсидии или гарантии, или даже льготные кредиты им это будет сделать очень легко – ведь крушение оставшихся приведет к коллапсу отрасли. А то что сейчас они помогают превратить рынок в монопольный и создать все основания для жесткого дальнейшего общения с государством кто-то может в правительстве специально не заметить.
Разрешить ситуацию может основной акционер авиакомпании – НПФ «Сургутнефтегаз», взяв на себя оперативное руководство. До сих пор нефтяная компания особенно не спешила вкладываться в свою «дочку», хотя считается одной из самых богатых и финансово устойчивых структур. По данным бухгалтерской отчетности за III квартал 2014 г., «Сургутнефтегаз» накопил порядка триллиона рублей свободных денежных средств и держит их на валютных депозитах.
А может сыграть свою роль и ответственные банки, если нацелятся не на отъем имущества у чихнувшей авиакомпании, а на возврат ее к жизни. Только таким путем должен идти ответственный кредитор - помочь компании привстать и в короткое время получить свои проценты по кредитам.
В истории с UTair на кону стоит не только перевозка пассажиров, но и вертолетные работы для газовиков и нефтяников – «Сургутнефтегаза» в первую очередь. Ведь UTair располагает крупнейшим в мире вертолетным парком, исторически работавшим на нефтегазовых месторождениях и северных стройках. Поэтому потеря такого перевозчика весьма чревата серьезными неприятностями и в нефтяной отрасли.
Просмотров: 4411