РПЦ хочет получить Исаакиевский собор
Соборное положение
Существуют небезосновательные опасения, что усилий церкви будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия. Вряд ли РПЦ будет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки».
Сам Георгий Полтавченко ситуацию пока что не прокомментировал, хотя именно от его решения зависит исход спора. Исаакиевский собор вместе с храмом Спаса на Крови, Сампсониевским и Смольным соборами является частью государственного музея-памятника и находится в собственности Петербурга. Правда, собственность эта потихоньку тает – Смольный собор уже находится в процессе передачи РПЦ. Скрепя сердце сотрудники музея готовы отдать церкви и 300-летний Сампсониевский собор, демонтировав там экспозицию, посвящённую победе России в Полтавской битве. А вот с Исаакием ситуация иная.
Туристы идут в музей, а не в храм
На протяжении последних 25 лет негласные договорённости между светскими и церковными властями предусматривали, что Исаакиевский собор и Спас на Крови остаются музеями. При этом РПЦ была предоставлена возможность проводить богослужения. В центральной части Исаакиевского собора службы проходят по большим праздникам четыре-шесть раз в год, а в приделе Александра Невского – ежедневно.
В состоянии ли Православная церковь содержать такое огромное здание? – задаётся вопросом известный режиссёр Александр Сокуров. – Представьте, сколько стоит его отопление, освещение. А налоги от работы музея, которых лишится казна в такое непростое время?
«Им не нужно думать ни об охране, ни о реставрации, ни о свете, ни о тепле, ни о воде, ни об уборке. Всё это мы делаем за свой счёт, – рассказал «Нашей Версии» директор Исаакиевского собора Николай Буров. – Верующие, которые приходят на богослужения, не покупают билеты, как и паломники, которые приезжают к нам со всей страны и из-за рубежа. Но прихожане составляют 1% от общего количества посетителей, потому что 99% людей приходят не для того, чтобы помолиться, а чтобы посмотреть на шедевр зодчества».
Действительно, Исаакиевский собор является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга наряду с Эрмитажем и Петергофом. Ежегодно его посещают более 3,2 млн человек. Этот поток туристов обеспечивает музею хорошие доходы. В прошлом году музей вошёл в число лучших налогоплательщиков России.
Следует отметить, что на протяжении четверти века дирекция музея и Санкт-Петербургская епархия находили общий язык и вели вполне мирный диалог. Что же изменилось? Резкий поворот в отношениях связывают с именем митрополита Варсонофия, назначенного в марте 2014 года рулить Санкт-Петербургской митрополией. По мнению некоторых наблюдателей, приехавший из Мордовии «князь церкви» не понял, что Санкт-Петербург является городом с особыми устоями и культурными традициями. Вот и директор Исаакия Николай Буров пытался попасть на приём к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, но так и не был удостоен встречи.
Исаакий – это дорого
«В состоянии ли Православная церковь содержать такое огромное здание? – задаётся вопросом известный режиссёр Александр Сокуров. – Представьте, сколько стоит его отопление, освещение. А налоги от работы музея, которых лишится казна в такое непростое время? Церковь получит это здание, а потом будет всё время просить деньги у государства, у города – оплатите, оплатите? Кто будет содержать этот памятник? А как быть со статусом памятника истории и архитектуры?»
По словам Николая Бурова, только ремонт вентиляционных систем в Исаакиевском соборе в 2015 году обойдётся в 47 млн рублей. В целом же процесс реставрации идёт ежедневно. Также круглосуточно ведётся и наблюдение за состоянием фундамента: есть опасения, что осадка гигантского здания происходит неравномерно. Чтобы и дальше избегать предаварийных ситуаций, необходимо ежегодно тратить сотни миллионов рублей на научную реставрацию с привлечением широкого круга специалистов. Но для начала эти деньги нужно заработать. Сейчас собор не получает от государства никаких дотаций – все необходимые средства музей зарабатывает сам. Очевидно, что религиозная организация с такой задачей не справится. Во всяком случае, мы таких примеров у нас в стране не знаем.
Зато музейщики помнят о другом. После революции советская власть передала собор в руки так называемой церкви «обновленцев», приветствовавшей социалистический строй. В 1925 году начальник Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских Александр Удаленков обратил внимание на аварийное состояние, в которое пришёл Исаакиевский собор под управлением священников. Из-за текущей крыши на стенах появилась плесень, разрушались архитектурные элементы. Подчёркивая, что церковная община «не способствует сохранению здания собора», Удаленков писал: «Ремонт и поддержание таких художественно-исторических архитектурных памятников мирового значения, как Исаакиевский и Смольный соборы, посильны только государству». Похоже, что история может повториться.
Глас народа – глас Божий?
Сейчас депутаты петербургского законодательного собрания инициировали проведение референдума, чтобы жители города сами решили, кому должен принадлежать храм. Глава комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Константин Сухенко считает неприемлемой ликвидацию музейного комплекса, отмечая, что музей обеспечивает работой сотни людей: «Мы хотели бы сохранить и рабочие места 400 сотрудников музея, и имущество. Но федеральный закон говорит о том, что всё должно в итоге достаться РПЦ».
Однако есть законы РФ, которые значительно старше закона о передаче имущества церкви от 2010 года. Передать в епархию имущество собора невозможно ещё и потому, что большинство раритетов, хранящихся в музее, – это интерьеры, принадлежащие Музейному фонду Российской Федерации. А действие ФЗ о передаче религиозным организациям имущества на объекты Музейного фонда не распространяется.
Впрочем, даже это не гарантирует, что горожанам удастся всё-таки одержать верх в сложившемся противостоянии с РПЦ. Заодно вызывает недоумение молчание представителей музейного сообщества России на фоне угрозы, которая нависла над Исаакиевским собором. К сожалению, выглядит оно весьма красноречиво.
Просмотров: 3055