Правительству не следует указывать частным компаниям, какие суммы они должны платить своим сотрудникам

Чтобы люди не умирали на улицах

Теперь, когда Великобритания повышает размер минимальной зарплаты, и такие же призывы звучат в США, политики в одной из самых социалистических стран мира - Швеции, выступают за то, чтобы идти в противоположном направлении. Они могут быть правы, особенно если странам удастся упразднить взаимосвязь между основным доходом и зарплатой.

Зачем платить больше

Швеция, наряду с некоторыми другими странами с развитой социальной защитой - Данией, Норвегией, Швейцарией - не имеет юридически установленного минимума заработной платы. Вместо этого размер минимальной зарплаты определяется профсоюзами, которые вместе с социально ответственными работодателями добились того, чтобы минимальная зарплата составляла 20 тыс. крон ($2468) в месяц - более чем в два раза выше, чем в США. Теперь, однако, три оппозиционные партии в парламенте Швеции выступают за принятие законодательных мер для ее снижения, видя в этом способ борьбы с прибывающей армией мигрантов с относительно низкой квалификацией.

Пока этого не произошло, поскольку правящая коалиция выступает против государственного вмешательства в механизмы функционирования рынка труда. Но это логичная мысль. Хотя уровень безработицы в Швеции, находящийся на уровне 7,6%, не вызывает тревоги, он не совсем удобен для страны, где лишь немногим более 5% трудоспособного населения оказались на бирже труда до финансового кризиса 2008 года. Безработица среди приезжей молодежи на 70% выше, чем среди коренных жителей. Снижение минимальной заработной платы может обеспечить рабочими местами неквалифицированных мигрантов со Среднего Востока, что снизит уровень социальной и этнической напряженности.

Закон о минимальной заработной плате или сильные профсоюзы, добивающиеся ее увеличения, являются проблемой в любой стране с большим притоком мигрантов. Новоприбывшие находятся в невыгодном положении из-за плохого знания языка и уровня образования, которые часто не отвечают требованиям рынка труда принимающей страны. Никто не хочет нанимать неквалифицированных мигрантов, когда на это же место претендуют местные жители. Такого рода проблемы могут привести к появлению гетто, возникновению массовых беспорядков и вербовки террористическими группами приезжей молодежи. Великобритания, Франция и Бельгия, входящие в десятку европейских стран по размеру минимальной заработной платы, недавно ощутили на себе эту проблему. Германия, которая только в прошлом году ввела на национальном уровне минимальную заработную плату, а затем распахнула свои двери для мигрантов, вскоре также столкнется с этой проблемой.

Справиться с хаосом

Проблема мигрантов является лишь одной иллюстрацией того, почему правительству не стоит предпринимать попыток по регулированию рынка труда, забывая о своей конечной цели – заботиться о том, чтобы люди не "умирали на улицах", как любит говорить Дональд Трамп. Политики в некоторых странах уже начинают понимать, что привязывать получение основных средств к существованию к работе посредством минимального размера оплаты труда — это не самый логичный способ добиваться социальной справедливости.

Страны экспериментируют с универсальным основным доходом, который будет выплачиваться всем, независимо от того, работают они или нет. Рабочая группа финского правительства, которой было поручено опробовать схему, недавно представила свой пилотный проект: до 10 тыс человек должны начать получать 550 евро ($627) в месяц в следующем году. Экономика Финляндии в непростом положении – сейчас ее размеры меньше, чем в 2008 году, но правительство рассчитывает, что сможет обеспечить основной гарантированный доход для всего населения за счет сокращения нынешней системы льгот.

В числе других стран, которые рассматривают возможность использования данной схемы: Канада, где в провинции Онтарио пилотный проект стартует в этом году; Новая Зеландия, где вторая по величине партия в парламенте заинтересовалась данной идеей и готовится включить ее в свою программу; и Нидерланды, где в четырех городах уже запущена пилотная программа. В июне Швейцария проведет референдум по вопросу универсального базового дохода, хотя шансы на успех там невелики.

Одна из вероятных проблем, сопряженная с введением системы универсального базового дохода, заключается в том, что из-за него страна станет еще более привлекательной для мигрантов из бедных стран, где доход в 550 евро рассматривается как сказочное богатство. При подобном сценарии открытые границы перестанут быть таковыми. Впрочем, странам Европы уже давно следует упорядочить процесс принятия и оформления мигрантов, из-за существенно возросшего потока беженцев. Независимо от схем введения универсального базового дохода, они уже успели многое сделать для того, чтобы справиться с этим хаосом.

Правительству не следует указывать частным компаниям, какие суммы они должны платить своим сотрудникам. Впрочем, власти обязаны помогать своим гражданам преодолеть страхи за будущее и помочь им чувствовать себя в большей безопасности. Компании и состоятельные граждане, возможно, уже готовы к тому, чтобы на смену регулированию уровня зарплаты и другим жестким правилам рынка труда пришли более высокие налоги, необходимые для эффективной работы схемы универсального базового дохода.

Алексей Свищёв

06.05.2016 13:24

Просмотров: 2589