Операторы сотовой связи штурмуют новые высоты
Мобильный прорыв
Нынешняя осень ознаменовалась продолжающимся уже который год ростом количества абонентов сотовой связи в нашей стране. И всё это проиcходит на фоне изменения тарификации, связанной с введением бесплатных входящих телефонных звонков на все сотовые номера. Под видом смены тарифов многие компании смогли отказаться от старых, невыгодных им ставок и ввести новые, более привлекательные на текущий момент. Однако уже осенью операторы мобильной связи устали сражаться за потенциальных абонентов. Поэтому основным стимулом в работе с клиентами остаётся повышение доходности от звонков абонентов, уже существующих. В первую очередь в этом помогают дополнительные, неголосовые услуги, которых внедрено в 2006 году немало.
Основной упор операторы сотовой связи сейчас делают на возможность общения абонентов по MMS, что позволяет в неголосовом режиме обмениваться фотографиями и крупными звуковыми и видеофайлами. Некоторые компании даже предоставили возможность абонентам посылать определённый объем ММS совершенно бесплатно. Лишь бы активные пользователи мобильной связи смогли пользоваться более удобными средствами общения.
Кроме того, подвижки произошли и в использовании Интернета в мобильной связи. Высокие темпы развития технических возможностей сотовых телефонов и прежде всего смартфонов вынуждают операторов делать Интернет доступным для всё большего числа активных пользователей. А так как стоимость минуты разговора у различных компаний отличается всё меньше и меньше, то и разработчики большинства тарифных планов уже ориентируются не на то, сколько человек говорит по телефону, а какой объём сопутствующих услуг он за эти же деньги получает. Однако по оценкам различных маркетинговых компаний, ещё около 30% активных пользователей мобильной связи ожидают появления в ближайшее время новинок у своих операторов. Среди них можно назвать такие актуальные услуги, как возможность автоматического определения местоположения абонента, внесение платежей за коммунальные услуги или проезд на общественном транспорте через SMS, а также оперативного и точного информирования о дорожной обстановке или о погоде. Стало быть, ещё есть пространство для развития объёма услуг и увеличения «неголосовых» доходов.
Необходимо отметить и техническую подготовленность операторов сотовой связи к росту набора услуг и числа абонентов. Резкий рост абонентской базы компаний мобильной связи в прошлые годы зачастую приводил к ситуациям, когда сети не справлялись с нагрузкой. Однако сейчас потребители всё реже жалуются на качество связи, что, увы, всё ещё происходит в период пиковых праздничных нагрузок. Кроме того, большинство операторов всё больше усилий вкладывает в собственное техническое перевооружение. По-прежнему самые передовые результаты в этом направлении демонстрируют компании «МегаФон», «Билайн», «МТС» и «Скайлинк».
Не последнюю роль в формировании имиджа оператора среди клиентов играет и реклама. Усилия специалистов компаний и рекламных агентств направлены не только на увеличение продаж, но и на убеждение абонентов в правильности сделанного ими выбора. Много усилий в этой области традиционно связано с популярным в настоящее время среди сотовых операторов ребрендингом. Массированные рекламные кампании дают абонентам всё больше поводов для того, чтобы потребители могли оценить не только технические, но и эстетические преимущества той или иной фирмы. И если в прошлом году пользователи мобильной связи обращали больше внимания на рекламу «Билайна», то в этом году пальму первенства по активному продвижению своих рекламных продуктов скорее всего придётся отдать МТС. И это неудивительно, так как проведённый ребрендинг и модернизация рекламной стратегии сделали своё дело. При этом рекламные кампании операторов, не входящих в большую тройку, практически остались для большинства россиян не замеченными.
Но абонент, как известно, голосует не только сердцем, но и рублём. Ради выгодного тарифа многие могут поступиться прежними привязанностями. Поэтому всё больший размах приобретает система корпоративных тарифов, а также возможность для абонента самому моделировать свой тариф. Всё больше компаний сотовой связи ориентируются на корпоративных клиентов, так как многие работодатели готовы внести расходы на сотовую связь в «социальный пакет». А работник соответственно получает к своему личному мобильному номеру ещё и рабочий.
Иными словами, предоставление потребителям возможности самим моделировать свой тариф и изменять его в зависимости от предпочтений позволяет россиянам создавать сотовую связь «под себя». Таким образом, клиент фактически становится сотрудником отдела маркетинга сотовой компании, а сбалансированные, но не демпинговые тарифы могут послужить хорошим примером для продвижения привлекательных системных продуктов в дальнейшем.
Однако многие предложения сотовых операторов пока далеки от идеалов и требований, которые предъявляют к ним большинство абонентов. В большинстве случаев потребители рассчитывают на дальнейшее снижение тарифов. Суждено ли оправдаться абонентской мечте, сказать сложно, тем более в ситуации, когда происходит изменение всей системы телефонной тарификации, как стационарной, так и сотовой. Поэтому скорее всего появления демпинговых предложений ждать не стоит. Хотя у сотовых компаний, которые уже несколько лет подряд получают приличные прибыли и демонстрируют очень хорошие темпы роста, существует ряд возможностей для дальнейшего плавного снижения тарифов. Стоит также иметь в виду, что многие компании вкладывают немалые средства и усилия в запуск и развитие сетей третьего поколения, а также новых сервисов и услуг в сетях. И судя по развитию рынка смартфонов в нашей стране, ведущие места в списке лидеров сотовой связи будут занимать те компании, которые решат вкладывать средства в новые технологии мобильной связи, расширение неголосовых услуг, а также в своё доминирующее положение на рынке рекламы. А рост фонда оплаты труда в нашей стране и расширение возможностей для мобильных сетей в России станут хорошим подспорьем для того, чтобы рынок мобильной связи рос с каждым годом уверенными темпами.
Просмотров: 1213