Индийское кино возвращается в Россию
Фильм со слоном
В СССР в 50—80-е годы индийские фильмы пользовались очень большой популярностью. Такие имена, как Радж Капур, Наргис, Митхун Чакраборти и многие другие были известны чуть ли не каждому советскому зрителю. Индийское кино — традиционно мелодрама с песнями и плясками, где добро всегда побеждает зло. Приторно сладкие индийские ленты с успехом шли на теле- и киноэкранах. В минувшие 10—15 лет продукция Болливуда в России была уже не столь популярна, как раньше: кино- и телепрокат в основном представлял российскому зрителю либо наше новое кино, либо голливудскую продукцию. Впрочем, в последнее время ситуация, похоже, меняется. Каналы «ТНТ» и «ТВЦ» показывают индийские фильмы, причём как старые, так и новые. А канал «ТНТ», который в феврале этого года в течение целого дня крутил старые индийские фильмы, занял третье место по рейтингу популярности у телезрителей.
Так можно ли всерьёз заинтересовать современного российского зрителя индийскими фильмами? Об этом мы спросили Аруна Кумара, генерального директора компании Bollywood Option, которая занимается продвижением индийского кино в России.
— Пока в вашей стране не чувствуется тот интерес к нашему кинематографу, который был раньше, — рассказал нам г-н Кумар. — Хотя в мире спрос на болливудскую продукцию очень большой: нас смотрят в Шри-Ланке и Пакистане, во всех странах Индокитая, в Китае, Африке и арабских странах, Турции, Иране, Ираке, Афганистане, латиноамериканских странах, любят индийское кино и афроамериканцы, и, кстати, всё мусульманское население бывшего СССР. Мы стараемся возродить интерес к продукции Болливуда в России. Новые фильмы, представленные на фестивале, уже в ближайшее время можно будет посмотреть и на DVD.
При этом многие ленты совсем не в стиле традиционной индийской мелодрамы. Например, фильм «Месть обманутой женщины», сделанный совместно с голливудской компанией 20th Century Fox, представляет собой экшн из современной жизни, в котором рассказывается о реальных социальных проблемах — женских тюрьмах, наркотиках. Зритель может наблюдать, как в процессе борьбы за выживание меняется личность скромной девушки.
Иными словами, сегодня в Индии снимают не только музыкальные мелодрамы, но и детективы, триллеры, боевики и социальные драмы. Они почти не отличаются от европейских и американских картин по накалу страстей, по профессионализму режиссёров и исполнителей.
Ещё в 2002 году картина «Лагаан» со знаменитым Амиром Ханом в главной роли была номинирована на «Оскар» и заняла первое место по прокату в Америке среди зарубежных лент. А в Голливуде, главном конкуренте болливудской «фабрики грёз», уже снимают индийские фильмы. Так, картины режиссёров индийского происхождения Найт Шьямалан и Мира Наир имеют хорошие кассовые сборы, и продюсеры не жалеют денег на их новые ленты.
Успех в своё время «Шестого чувства» Шьямалана оказался просто-таки сенсационным: фильм получил семь номинаций на «Оскар», в том числе за сценарий и режиссуру, и стал второй лентой 1999 года по кассовым сборам, уступив лишь блокбастеру Джорджа Лукаса «Звёздные войны: Эпизод I — Призрачная угроза». Неудивительно, что популярные индийские киноактёры становятся гостями ток-шоу, с ними охотно сотрудничают поп-звёзды, в том числе Мадонна и Бритни Спирс. Киноидолы Болливуда начинают сниматься вместе со своими американскими коллегами по цеху. Например, знаменитая Айшварья Рай в этом году появится сразу в двух американских блокбастерах: «Особенность» (Singularity) с Брендоном Фрейзером и «Хаос» с Мэрил Стрип. В свою очередь, снимаются в Болливуде и американские актёры. Последний пример: Рис Риверспун в индийской версии «Ярмарки тщеславия».
Кто знает, к чему приведёт соревнование двух самых крупных кинофабрик мира? Возможно, к созданию одной большой компании по производству блокбастеров? Или у продукции каждой из них, как и прежде, будет свой зритель? В любом случае у российских поклонников кино отныне есть выбор — фильмы какой «фабрики грёз» смотреть.
Просмотров: 3162