Дебютнику отвязных Kiss под одноимённым названием «Kiss» исполняется 50!

Отравленный поцелуй. Часть 1

Смачно раскрашенные черно-белым гримом физиономии в стиле японского театра Кабуки и фильмов ужасов 1930-х годов, огромные каблуки, синтез черной кожи и блёстящих костюмов, дымящиеся гитары, грохочущая пиротехника, вращающиеся огнедышащие пасти – очень трудно, почти невозможно вспоминать 1970-е годы, без упоминания одних из самых скандальных героев той ушедшей эпохи, чьё название Kiss переводится c английского, как «Поцелуй»!

Как и положено в хорошей рок-н-ролльной истории, легенда, сопровождающая Kiss, по-своему обворожительна! Одной из «фишек» коллектива всегда была, постоянно маячившая над ними, возможность распада. Причины чего были самыми разнообразными и вполне житейскими. Как то: непомерное тщеславие, гордыня, важность, понты, раздутые эго, внутренние разборки, нехорошие привычки, антиобщественное поведение и даже смерти музыкантов! Но как только на горизонте возникал призрак падающего над их историей «занавеса», в дело включались какие-то таинственные силы и группа, которую хоронили (на тот момент) уже все, кому не лень, включая прозорливых донельзя «акул пера» и критиков, выпрыгивала чёртиком из табакерки на призовые места музыкальных чартов, вновь обретая успех!

Их невероятная, полная трэш-драматургии и ураганного веселья история, стартовала в конце 1960-х годов. Как, наверное, знают читатели, «колыбелью» Kiss выступил монструозный Нью-Йорк (как, кстати, для очень многих разномастных групп и артистов). Видимо, что-то волшебное витало в воздухе гигантского мегаполиса, который сам Владимир Маяковский окрестил «Городом Жёлтого Дьявола». Вполне мистическим образом в нём пересеклись пути-дороги двух отцов-основателей «Поцелуя» – Хаима Витца (после он поменял имя и фамилию на Юджин «Джин» Клейн (Кляйн) и Стэнли Эйсена. Оба будущих музыканта были ребятами с характерами и почти сразу повздорили. И если бы не ещё одна судьбоносная встреча, когда Эйсен наобум откликнулся на газетное объявление о поиске музыкантов в группу, данное Витцем, то могло случиться непоправимое – мир никогда бы не узнал о феномене Kiss!

Пол Стэнли (фото: Wikimedia Commons/ Alberto Cabello)

Снова пересёкшись, от души потрещав и преодолев возникшие на пустом месте разногласия, артисты основали своё первое детище под названием Wicked Lester. Приступили к репетициям, поиску подходящей студии и звукозаписывающего лейбла. Средств на проживание едва хватало, но чутьё подсказало будущим звёздам в каком направлении им стоит искать себя. Учитывая любовь Симмонса к комиксам и Эйсена – к спецэффектам, театрально-костюмированный глэм-стиль подошёл им как нельзя лучше, став визитной каточкой формации. В музыкальном плане всё было попроще, но не менее захватывающе!

Как мы отмечали ранее, к концу 1960-х годов многим участникам «процессов» и «шоу» (которое, как впоследствии прозорливо спели великолепные Queen «must go on» (то есть, «должно продолжаться») стало понятно, что музыкальный мир ожидают кардинальные изменения. Они и произошли! Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хэви, гениально совместив скоростные гитарные пассажи харда с использованием элементов клавишного барокко, которое активно используется в арт и прогрессив-роке. Им по полной программе наследовали неунывающие коллеги из Uriah Heep и Grand Funk Railroad. Black Sabbath, по сути, стали основателями современного металла, как такового, заложив в том числе основы замедленно-сумрачного стиля дум и так далее.

Но даже на фоне таких прорывов существует устойчивое мнение о том, что Kiss считается одной из лучших металических групп 1970-х годов. И оно сформировалось не на пустом месте. Имея свои корни в британском и американском хард-рок/глэм-шок-рок буме начала 1970-х годов (где блистали такие звёзды, как Элис Купер, Slade, Марк Болан и его T. Rex, Сюзи Кватро, Гари Глиттер, Mud, Дэвид Боуи, Элтон Джон, Sweet, Aerosmith, Doobie Brothes и др.), Kiss развили уже имеющиеся находки и создали свой неповторимый стиль! Яростный и весёлый, неудержимый и неотразимо харизматичный! Их творчество имело мировой резонанс и породило немало подражателей, нашедших свои собственные кусочки звёздной славы.

Джин Симмонс (фото: Wikimedia Commons/ Alberto Cabello)

Сначала, никому не известных Kiss, приютила знаменитая Electric Lady Studios, где в перерывах между репетиционными сессиями музыканты умудрились записать кое-какой материал. Ничего особенного они тогда не сыграли, хотя парочка симпатичных треков, таких как «Kiss She» и «Love Her All I Can», впоследствии украсила их репертуар. Начало было положено. Настал черёд покорять мир, развиваться и искать себе единомышленников. В поиске были не только Витц и Эйсен, которые с тех пор именовались не иначе, как Джин Симмонс («Демон») и Пол Стэнли («Звёздный Ребёнок»). Нарисовались и были приняты в банду барабанщик Питер Крискуола, сокративший свою фамилию до «Крисс» («Кот») и Пол Фрейли, ставший «Эйсом» («Космический Туз»). Менеджером наняли Билла Окойна. Запись дебютника и первых альбомов «поцелуйчиков» была на подходе.

Многие авторитетные музыкальные издания, вроде AllMusic, Pitchfork, Kerrang!, различные музыкальные энциклопедии (The Great Rock Discography, Encyclopedia of Popular Music), а также критики и меломаны считают дебютный альбом «Kiss» первым «глашатаем» наступления эры «поцелуев», длившейся вплоть до панковского «пришествия» 1976-1977 гг. и их первого (но отнюдь не финального) распада в 1980 году. Получилось так, что Kiss до поры до времени изобретали свою неповторимую эстетику (которая, как известно, является прародительнецей этики) самостоятельно выстроив своё уникальное звучание, создав и воплотив в жизнь свежие сценические эффекты, вроде оглушительного шоу и эффектного фейс-арта всех участников.

Видео не может быть загружено.

Первое демо Kiss продюсировал сам Эдди Крамер, работавший тогда с небожителями из Led Zeppelin и The Who. Одноимённый с названием группы дебютный альбом «Kiss», не обошёлся без сюрпризов. Например, для начала его обложка лихо спародировала обложку альбома «With The Beatles», уже несколько лет, как распавшихся, к тому времени The Beatles. Кроме Стэнли, Фрейли, Симмонса и Крисса в записи принял участие Брюс Фостер, сыгравший на пианино в одном из треков и на дополнительной гитаре. Пожарную машину на треке «Firehouse» записал звукач Уоррен Дьюти. Пластинку спродюсировали Ричи Уайз и Кенни Кернер. Джо Брескио и Джордж Марино осуществили мастеринг. Джоэл Бродский сделал фотографии, а Роберт Локарт – дизайн пластинки.

Понятно, что на дебютнике Джин Симмонс ещё только водружает знамя «поцелуев» со знаменитой четырёхбуквенной аббревиатурой на рок&поп баррикады (гид по которым мы можем вам предложить Электронная книга и Аудиокнига). Но, практически уже с первых забубенных треков – «Strutter», «Nothin’ To Loose» и «Firehouse», слушателей будет ждать грандиозная веселуха, которая с прослушиванием диска лишь набирает обороты. Кроме последовательно нагнетающих угар «Cold Gin» и «Let Me Know», вполне достойно слушаются «Kissin’ Time», «Deuce», инструментальная «Love Theme From Kiss». Удалое буги сменяется мрачными треками, а после скачет вприпрыжку обратно, бурно финишируя на «100,000 Years» и «Black Diamond». Всё удовольствие продолжалось 35 минут и 11 секунд, но если кто не понял, рок-божественность Kiss формировалась прямо на глазах слушателей уже тогда!

Гитара Пола Стэнли (Hard Rock Café) (фото: Татьяна Егорова)

Далее в ход пошла «тяжелая артиллерия». С середины 1970-х Kiss начали не только методично кропить «тело» существовавшей тогда рок-музыки тяжёлыми и мелодичными аккордами, но и ковать свой запоминающийся стиль. Который оттачивался (словно меч-кладенец) на экстравагантных донельзя сценических шоу, где музыканты не скупились не только на неотразимые кастом-гитары, но и на усеянные блёстками, особые сценические одежды, ботфорты с гигантским каблуками, щедрые начёсы, а также на кровавые плевки, огненные извержения, прочие пиротехнические выверты и весьма дорогостоящие трюки, включая летающую ударную установку. Пластинки «Hotter Than Hell» (1974) и «Dressed To Kill» (1975) подкрепили репутацию Kiss, как отвязных донельзя шоуменов. Что было весьма кстати, так как такие шоу требовали больших расходов и киссы влезли в долги. То есть, пока у них получалось лишь выдавать желаемое за действительное, и медные трубы всепланетной славы их обходили стороной, как и большие деньги…

Тем не менее, об их концертах заговорили, что привело к формированию преданной фэн-базы. Поклонники начали ломиться на шоу киссов. Имена музыкантов уже были близки к узнаванию в национальном американском масштабе. Но всему своё время! Как артисты не тужились, стиль Kiss обрёл свою страшную силу (со всеми взрывами и мощными барабанами) окончательно лишь к впечатляющему двойному концертнику «Alive!» (1975), записанному в Детройте. Кстати, позднее Стэнли не стеснялся признаваться в том, что идею двойного концертника они «подрезали» у гремевших тогда коллег из Uriah Heep…

С выходом «Alive!» на новом для них лейбле Casablanca киссы почти сразу превратились сначала в субкультурный, а после в полноценный культурный мировой феномен! Они отыгрались по полной за лёгкое пренебрежение прессы и проявляемое подчас равнодушие со стороны публики, не сразу раскусившей их особую «фишку»! Получилось, в итоге, гениально! Концерты Kiss и так уже редко когда пустовали к тому времени. Музыканты решили пойти ва-банк, собрав на «Alive!» свои лучшие наработки с трёх предыдущих пластинок и энергично сыграв их перед тысячами собравшихся по такому случаю фэнов. Шоу удалось и сполна окупило все вложения! Его эхо давало и даёт о себе знать до сих пор! Достаточно вспомнить забористые композиции «Rock And Roll All Night» или «Strutter» или себя и своих друзей в юности, стоящих перед зеркалом с не очень умело, зато старательно)) наложенным гримом (конечно, в стиле Kiss, где ориентиром служили мутноватые черно-белые фотографии музыкантов с узнаваемым фейс-артом) на лице!

Недобрый клоун (фото: Татьяна Егорова)

Вместе с успехом пришли и первые проблемы, коренившиеся в возросшем самомнении и проявлении не самых лучших черт характеров музыкантов, до поры до времени, остававшиеся в тени. Например, Крисс, считавший себя первым среди равных, завёл дурную привычку швырять палочки в тех, кто загораживал ему вид на публику. Крисс был самым возрастным участником Kiss, а Стэнли – самым молодым. Отношения между ними постепенно накалялись. Дошло до того, что однажды Крисс даже пригрозил уйти из группы, если его условия не будут выполнены и так далее…

Зажигал и Фрейли. Он отличался невоздержанностью в потреблении спиртных напитков, в чём ему периодически ассистировал Крисс. Стэнли и Симмонс, наоборот, не любили, «ударять по-синему». Симмонс, вообще, был трезвенником и ратовал за здоровый кошерный образ жизни. Тут таилась ещё одна «закавыка» будущих споров и ссор между музыкантами, так как однажды, хорошо нагрузившийся алкоголем Эйс, решил принять ванну, уснул в ней и чуть не утонул. Его еле спасли… Причём назавтра он ничего не помнил. Таким образом, в «поцелуйном» стане наметились первые трещинки будущего развода, что едва не погубили великую группу…

Видео не может быть загружено.

Продолжение следует.

«Наша Версия» поздравляет Джина Симмонса с грядущим в августе 2024 года 75 –летием! Желает музыканту здоровья и новых великолепных композиций.

Игорр Тяжеловесофф

07.08.2024 11:56

Просмотров: 322