«Александр» не спешит убирать за Министерством обороны?

Золотой мусор

Компания «Александр», выигравшая тендер на вывоз мусора с территорий городков в Восточном военном округе, похоже, не спешит оказывать подобные услуги. В результате военным приходится убирать мусор самостоятельно. А судьба немалых бюджетных средств, выделенных на эти цели, остается неизвестной.

Единственный претендент

В апреле прошлого года на электронной площадке «РТС-тендер» был проведен аукцион по вывозу твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с территорий казарменно-жилищного фонда военных городков министерства обороны в 2015-2016 году. Место действия – Восточный военный округ. Заказчиком услуги выступает министерство обороны. Начальная цена контракта превысила 450 млн рублей.

В 2015 году на эти цели должно было быть потрачено, соответственно, более 169 млн. рублей. А в этом году более 282 миллионов рублей. Суммы более чем значительные. Можно сказать, что вывоз мусора становится просто золотым.

В тоже время условия проведения тендера вызывают немало вопросов.

На участие в конкурсе было подано пять заявок. В итоге четырем организациям было отказано в участии в тендере под разными предлогами, по-моему, некоторые обоснования звучали абсурдно. Например, одна из компаний-претендентов в описании объекта закупки указала, что в дезинфицирующем средстве содержание диметилкарбинола должно быть не менее 17,% . А это на 0,1% меньше требуемого.

Как следствие, аукцион признан несостоявшимся, и контракт заключен с единственной компанией, соответствующей всем показателям для проведения тендера - ООО «Александр».

Казалось бы, проведение процедуры конкурса полностью соответствует закону «О госзакупках». Но возникают, так сказать сомнения. Например, в сетивысказывались смелые предположения, что организаторы и участники тендера могли быть в сговоре между собой и потому специально указали в приложении к закупке неверные сведения для победы в аукционе одной заранее известной компании.

В действительности это распространенная практика госзакупок, открывающая лазейку для «распила». Аукцион признается несостоявшимся, а контракт заключается по максимальной цене с единственным оставшимся участником, «удовлетворяющим все требования организаторов».

Кроме того, в расчете начальной цены контракта указано, что стоимость вывоза твердых коммунальных отходов составляет 690 рублей за 1 м3, а за вывоз того же объема жидких бытовых отходов - 588 руб. 98 коп. В тоже время, по оценке специалистов, анализ рынка аналогичных услуг на территории ВВО, показывает, что в контракте цена могла быть завышена в среднем в 1,5-2 раза по твердым отходам и в 2-4 раза по жидким. И это наводит на всевозможные размышления.

Скромные результаты

С компанией «Александр» также много непонятного. Судя по записи в едином государственном реестре юридических лиц, компания была создана в 2011 году (генеральный директор: Митрошин Александр Николаевич). В ее основных видах деятельности указано производство санитарно-технических работ, но о значимом опыте подобной работы информации нам найти не удалось. Кроме того, кажется странным, что ее уставной капитал компании составляет на сегодня всего 22 тысячи рублей.

Упомянутый выше сайте утверждает, что у компании, по-видимому, на момент участия в тендере даже не было своих производственных площадей на Дальнем Востоке. А потому совершенно не ясно, каким путем предстоит осуществлять вывоз мусора. Ведь, по данным заказа, его объемы могут достигать 100 тысяч кубометров.

Слово - серебро

И тут выясняются интересные обстоятельства. Похоже, что в течение долгого времени мусор с территорий воинских частей цивилизованно не вывозился. Эта проблема стала головной болью для руководства, и они приняли решение справляться с нею по мере сил и возможностей.

В итоге мусор могли сжигать, закапывать, и наконец, частично вывозить в лес. Какой урон в итоге наносится экологии, говорить не приходится. В соцсетях появляются целые подборки стихийных мусорных свалок.

Кроме того, до конца 2015 года с мусорной проблемой справиться военным так и не удалось. А это значит, что территории частей превращались в опасные свалки. В итоге проблемы с вывозом мусора, если верить информации из социальных сетей, возникли в воинских частях в поселке Хурба, Бордуны, Каштак, Южно-Сахалинске.

Говорят, подобную картину можно было наблюдать даже на территории штаба Восточного военного округа.

Ситуация близка к экологической катастрофе, а жаловаться военные не хотят. Существуют разные предположения о том, кто является конечным бенефициаром загадочного предприятия. И руководство частей видимо решило, что молчать и решать проблему своими силами в данном случае будет гораздо мудрее.

Контроль за деньгами

В тоже время эксперты полагают, что сегодня возникла необходимость более жесткого контроля за системой госзакупок. Сейчас этим занимается Федеральная антимонопольная служба, но не всегда справляется с этой задачей в полной мере.

Отметим, что система госзакупок создавалась именно для открытости, прозрачности и лучшем контроле за государственными средствами.

Несколько лет назад власть вынуждена была заняться коренной перестройкой системы госзакупок, тогда СМИ просто захлестнул вал информации о злоупотреблениях в этой сфере. Общественные активисты активно мониторили портал госзакупок, выискивая там заказы на сверхдорогие автомобили, шикарную мебель и т.п. Кроме того, стало очевидным, что чиновники-заказчики и компании-подрядчики зачастую вступают в сговор и вместе «пилят» государственные средства.

В итоге 1 января 2014 года вступил в силу закон «О госзакупках», который должен был решить эти проблемы.

Идеология закона изначально направлена на сокращение коррупционных проявлений при проведении госзакупок. Но тогда скептики говорили о том, что документ больше похож на декларацию о намерениях. Спустя два года видно, что они не так уж и ошибались.

И сегодня существует необходимость сконцентрировать совместные усилия, в том числе и общественных организаций, чтобы усилить контроль за бюджетными деньгами при организации государственных закупок.

Александра Волкова

15.04.2016 13:00

Просмотров: 5077