Версия // Бизнес // Вексельберг-2022: место Чубайса и новые каналы импорта?

Вексельберг-2022: место Чубайса и новые каналы импорта?

5374

Адаптация олигарха

(Фото: Jürg Vollmer/Maiakinfo/Commons.wikimedia.org)
В разделе

Миллиардер Виктор Вексельберг заявил, что готов занять пост сопредседателя Ассоциации развития возобновляемой энергетики, сменив там Анатолия Чубайса. Еще совсем недавно Вексельберга интересовали региональные аэропорты, в том числе в Оренбургской области, теперь же, по слухам, он может избавиться от авиационного бизнеса. Правда, уходить из Оренбуржья его компании явно никуда не собираются: на фоне санкций бизнес в регионе, руководимом бывшим сотрудником олигарха, приобретает особые перспективы.

Виктор Вексельберг принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, где и отметил, что благодарен за предложение номинировать его вместо ушедшего Анатолия Чубайса на пост сопредседателя Ассоциации развития возобновляемой энергетики. «Сейчас очень важный этап в развитии экономики – переход от ярко выраженной сырьевой ориентации к высокотехнологичному укладу. Есть много скепсиса и дискуссий по этому поводу, в том числе и отраслевых, сомнений в способности экономики перестроиться. Возобновляемая энергетика – это как раз пример высокотехнологичного бизнеса, который был создан с нуля за короткий промежуток времени и обеспечивает трансформацию экономики», – заявил бизнесмен.

Вексельберг сейчас переживает не лучшие времена. Еще в 2018 году он попал под санкции США. Причем, интересно, в середине февраля 2022 года миллиардер смог оспорить санкции в швейцарских судах и разморозил свои счета. Но радость длилась недолго. Мировая ситуация после 24 февраля 2022 года изменилась, грянули новые санкции, и уже в марте Вексельберг снова попал под них, арестовали самолет и яхту олигарха.

Сокращения вместо развития

Путь развития бизнес-интересов Виктора Вексельберга совсем недавно складывался иначе. В 2021 году было объявлено, что компания «АБС Оренбург», подконтрольная Виктору Вексельбергу и Роману Троценко, купит в Оренбургской области два аэропорта и авиаперевозчика за 3,2 млрд рублей. Тогда Троценко сообщал, что, по планам, пассажиропоток Оренбурга вырастет до 1,5 млн человек в год (в 2020 году пассажиропоток там составлял чуть более 500 тысяч человек, в первой половине 2021 года – около 400 тысяч).

Ранее, в начале 2021 года компании Вексельберга и Троценко «АБС Благовещенск» и «АБС Магадан» завоевали право работать в аэропортах Амурской и Магаданской областей.

Что же касается Оренбурга, то губернатор области Денис Паслер явно благоволил сделке по аэропорту. Кстати, ранее аэропорт имел статус государственного унитарного предприятия, но в 2019 году был приватизирован (опять же при поддержке губернатора). Паслер является бывшим сотрудником компании Вексельберга «Ренова», да и раньше работал в его же структурах (начинал еще на шахте Североуральского родника, входившего в СУАЛ Вексельберга), в том числе возглавлял энергетическую компанию «Т Плюс». В Оренбургской области Вексельберга считали «королем госзаказов» – его структуры получали выгодные контракты.

Так вот, теперь появились разговоры, что Вексельберг, возможно, охладел к своему аэропортовому бизнесу. Это неудивительно, ведь количество рейсов и пассажиропоток сейчас сократились. Например, в ПАО «Аэропорт Кольцово» в Екатеринбурге (который входит в компанию «Аэропорты регионов» Вексельберга) уже в мае начали сокращать сотрудников. Эксперты рынка авиаперевозок полагают, что «Кольцово» может стать одним из активов, который будет продан. Профсоюз летного состава (ПЛС) России уже попросили Минтранс РФ не оставить ситуацию без внимания. Глава ПЛС России Мирослав Бойчук считает, что «надо ставить вопрос о том, что собственник не эффективный, и возвращать их аэропорты в государственную собственность».

Надежда на второе дыхание

По теме

При этом Оренбургская область, где структуры Вексельберга работают в сфере ЖКХ, не зря интересует бизнесмена. Заметим, что это приграничный субъект РФ. На Оренбургскую область приходится самый протяжённый участок российско-казахстанской границы – 1876 километров. Здесь и ранее старались развивать внешнеэкономические связи со странами Центральной Азии. В частности, еще в октябре 2016 года XIII форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России обсуждался вопрос о развитии логистики Евразийского пространства. В планах было создать транспортный коридор «Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа» (через Оренбургскую область в том числе).

Как отмечает экономист Сергей Дмитриев, сейчас у Оренбуржья открылось второе дыхание – этот регион может стать важной «точкой входа» товаров на территорию России. В ситуации ухода иностранных брендов и поиска новых логистических цепочек граница с Казахстаном оказывается лакомым куском. Через Оренбург пройдет и трасса «Шелковый путь», которая сейчас строится (проект Европа- Западный Китай). Стоит заметить, что часть трассы между Казахстаном и Китаем уже действует, а российская часть еще в стадии строительства.

Еще один плюс ведения бизнеса в Оренбуржье – здесь создается и особая экономическая зона, в которой появится мощный логистический центр – склад для хранения товаров. Общий объём инвестиций в этот проект составляет более 1,7 млрд рублей. Уже в 2021 году из Оренбурга в Казахстан поставлялись продовольственные товары (мясо, яйца, мука, подсолнечное масло) и черные металлы. А из Казахстана в Оренбургскую область завозились минералы, металлы, а также пшеница, кукуруза, подсолнечник, чай, кондитерские изделия.

Казахстан и ранее был серьезным торговым партнером Оренбургской области. Китай тоже интересовал этот регион. В 2014 году между Оренбургской областью и провинцией Сычуань было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В 2018 году делегация Оренбургской области во главе с первым вице-губернатором Сергеем Балыкиным приняла участие в Китае в Форуме межрегионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества (в рамках XVII Международной ярмарки Западного региона Китая по теме «Новая эра Китая, новые возможности в Западном регионе»). На форуме также был подписан ряд соглашений. Поэтому сегодня, в условиях санкций, эти возможности Оренбургской области выходят на первый план.

Однако, думается, даже без активного развития региональных аэропортов Вексельберг от Оренбуржья не отвернется. Наоборот, если Ассоциация развития возобновляемой энергетики окажется в руках олигарха, то Оренбургская область, интересная с точки зрения экономики и перспектив территория,будет в чести. Оренбург, кстати, оказывался в центре внимания Ассоциации в 2021 году: тогда были подведены итоги первого комплексного регионального инвестиционного рейтинга в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) за 2020 год, и среди 66 регионов именно Оренбургская область заняла первое место в номинации «Лидер солнечной энергетики». И не только: в номинации «Самый активный ВИЭ-регион» Оренбуржье заняло 3 место, «Самый «зеленый» регион» – 3 место, «Самый открытый ВИЭ-регион» – 4 место. Виктор Вексельберг, который очень хорошо знает этот регион, и к тому же делает деньги в том числе на коммунальной сфере, и при этом хорошо понимает возможности сферы энергетики, сможет объединить здесь свои интересы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.07.2022 20:30
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх