Версия // Общество // Счета за ЖКХ осенью снова вырастут

Счета за ЖКХ осенью снова вырастут

20917

Нормативный грабёж

Счета за ЖКХ осенью снова вырастут
(фото: LORI)
В разделе

Расходы граждан на коммунальные платежи могут резко пойти вверх. Причиной тому – новый порядок оплаты за содержание общедомового имущества. Траты, которые раньше должны были нести управляющие организации, отныне перекладываются на жителей. В правительстве считают, что это простимулирует россиян к энергоэффективности. Но по факту создаётся очередной механизм бесконтрольного обогащения коммунальщиков.

Документ, о котором речь – постановление правительства № 92, – был принят ещё в начале февраля. Однако широкого обсуждения и уж тем более недовольства граждан он не вызвал. Оно и понятно: даже не каждому эксперту в сфере ЖКХ под силу разобраться, о чём там идёт речь.

В постановлении нет ни слов о тарифах, ни «страшных» цифр, и – главное – ни слова о подорожании. На первый взгляд это всего лишь скучная юридическая казуистика о порядке оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (ОДН). Но мы решили в ней разобраться.

Рассчитали по нужде

Коммунальные услуги можно легко окупить, и ещё дополнительно зарабатывать, если сдавать квартиру. Например, с помощью агентства недвижимости sdat-kvartiru.com. Правда, для этого необходима «лишняя» квартира.

Главное, о чём стоит сказать, – это то, что само по себе понятие «коммунальные ресурсы на общедомовые нужды» весьма условно. С одной стороны, всем вроде бы понятно, что речь идёт о лампочках в подъезде и на лестничных клетках, батареях в холлах, а также электричестве, приводящем лифт в движение. Как понятно и то, что все эти коммунальные ресурсы должны быть оплачены.

С другой стороны, никаких отдельных счётчиков, считающих эти самые ОДН, не существует в природе. Более того, по некоторым видам коммунальных ресурсов (например, по отоплению) даже чисто технически невозможно было бы провести разделение между теплом, потребляемым в квартирах, и теплом, которое уходит на отопление мест общего пользования.

В результате в лучшем случае расходы на ОДН считаются как разница между показаниями общедомовых счётчиков и суммой показаний счётчиков, установленных в квартирах.

«А это значит, что в этой разнице оказывается не только объём ресурсов, что пошёл на общедомовые нужды, но, например, и всё то, что потребили собственники квартир, где не установлены счётчики. Или должники, которые не оплачивают коммуналку. Или, возможно, какие-то левые пользователи, самовольно подключившиеся к сетям дома», – констатирует независимый эксперт в сфере ЖКХ Сергей Креков.

Впрочем, подобный вид подсчётов в нынешних реалиях можно считать условно справедливым. Другой способ – расчёт по нормативам, утверждаемым властями субъектов Федерации. Кстати, нормативы – это не такая уж и редкость, учитывая, что, по экспертным оценкам, как минимум в 50% жилищного фонда общедомовых счётчиков на коммунальные ресурсы не установлено. Но даже если счётчики в доме есть, это вовсе не значит, что нормативы вам не указ. В случае если цифра ОДН превышает нормативы, оплата перерасхода ложится на плечи управляющей компании. В своё время принятие этой нормы обосновывали необходимостью призвать недобросовестные УК к порядку: дескать, пусть «управляйки» заботятся об энергоэффективности, следят за тем, чтобы к сетям не подключались левые пользователи и своевременно меняют лампочки в подъездах.

По теме

А теперь внимание! Согласно постановлению правительства № 92, вступившему в силу 1 сентября, оплата перерасходов ложится на плечи граждан. Почему? Как говорится в пояснительной записке к документу, у управляющих организаций нет средств для оплаты перерасходов, а у ресурсников растут убытки. Кроме того, отмечается «отсутствие у собственников помещений стимулов к проведению мероприятий по энергосбережению».

Суммы с потолка

И без того неидеальный порядок оплаты ресурсов для ОДН отныне оказывается поставлен с ног на голову. Если до 1 сентября у УК были хоть какие-то стимулы отслеживать, что творится на сетях, то теперь маски сброшены, а тормоза сняты. Чем больше будет перерасход по ОДН, тем больше денег «управляйка» получит с жителей и тем жирнее будет навар ресурсников.

Впрочем, и это ещё не всё. Формально гражданам предоставляется право выбора, как именно они будут оплачивать расходы на ОДН. Возможны два варианта:

  • среднемесячное потребление, умноженное на тариф, с последующим перерасчётом по фактическому потреблению в конце года;
  • ежемесячно на основе фактического потребления.

Оба варианта, заметим, предполагают наличие в доме общедомовых приборов учёта. При этом выбрать варианты оплаты можно только на общем собрании собственников. О том, как проходят данные мероприятия и как управляющие компании «рисуют» фейковые протоколы, «Наша Версия» писала уже не раз. Потому можно предположить, что в подавляющем большинстве домов со счётчиками в ход пойдёт первый вариант: усреднённые платежи с корректировкой по итогам года.

«Вообще-то корректировка могла бы быть даже в пользу собственников. Но отрицательную разницу никто никогда не делает. Ведь всё это чистый доход. Думаю, сейчас нас и вовсе ожидают времена, когда объёмы на ОДН превысят объёмы потребления в квартирах. С помощью ОДН население будут просто грабить», – прогнозирует Сергей Креков.

Ну и наконец. Если общедомовых приборов учёта в доме нет (а это, напомним, чуть ли не половина всех российских многоэтажек), расчёт будет проводиться по нормативам.

Кто, как и по какой методике рассчитывает эти самые нормативы – загадка. Утверждать их должны региональные власти, однако, по словам экспертов, никаких методик за многие годы так и не было представлено. Косвенным свидетельством тому, что суммы попросту берутся с потолка (причём, судя по всему, в угоду ресурсникам), служит тот факт, что разница в цифрах, скажем, по нормативам по потреблению воды в соседних регионах может отличаться в 2–3 раза. Теперь же химичить с нормативами становится ещё выгоднее.

Новый распил по старым правилам?

Самое интересное во всей это истории то, что новый порядок на самом деле не так уж нов. До того, как оплату перерасхода по ОДН переложили на управляющие организации, её уже оплачивали граждане. И тогда этот опыт уже был признан неэффективным. Почему же правительство решило рискнуть вернуться к непопулярным мерам?

Несколько дней назад Владимир Путин дал поручение Минстрою закончить разработку Стратегии развития отрасли к 25 ноября этого года. Проект документа, представленный ведомством, предполагает создание единых региональных операторов по управлению домами (по типу пресловутой мусорной реформы). Если регоператоры в итоге будут созданы, махинации с платёжками станут для них хорошим подспорьем. Если же стратегия по каким-то причинам провалится или в создании регоператоров Минстрою откажут, всё равно никто не останется внакладе. Как уже сообщала «Наша Версия», за последние несколько лет в стране фактически завершился процесс по консолидации рынка управляющих компаний в руках крупных ресурсоснабжающих организаций. Де-факто большинство УК сегодня уже работают в тесной связи с ресурсниками, являясь аффилированными структурами.

Придуманная правительством схема выглядит идеальной. Поднять цены на ЖКХ удалось, не повышая тарифы. При этом чиновникам даже не придётся отвечать перед недовольными гражданами. Выросли счета? Так это вы сами виноваты – недостаточно заботились об энергоэффективности вашего дома.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2022 10:22
Комментарии 7
Наверх