// // Российское образование может не выдержать реформу

Российское образование может не выдержать реформу

47

Знания — деньги

Российское образование может не выдержать реформу
В разделе

В ближайшее время Россию ждёт очередное потрясение, то есть ещё одна реформа. На этот раз беда подстерегает отечественную систему образования. Правительство разработало два документа:

«О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» и «Концепцию участия РФ в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования». Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже заявил о скором внесении в Госдуму четырёх групп законов. Среди новаций — всеобщее введение единого госэкзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), перевод высшего образования на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура), придание вузам статуса автономных учреждений, что потенциально означает их приватизацию, и, наконец, частичная оплата обучения в средней школе с последующим её переходом на двенадцатилетку.

На протяжении последних 15 лет в России идёт борьба двух направлений в образовательной политике: социального и элитарного. Сторонники первого уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить. Сторонники последнего полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами, а в лучшем случае — ещё и с исключительными способностями. Именно это направление возобладало в стране в настоящее время.

Россия перестаёт быть образованной страной

С каждым годом расходы государства на образование снижаются.

В настоящий момент они составляют 4,5% ВВП. Для сравнения: Финляндия тратит на образование 14,5% своего внутреннего валового продукта, Германия — 9,5%. В 2004 году были сокращены программы по поддержке одарённых детей и борьбе с беспризорностью. Из закона «Об образовании» изъяли важнейшую норму, обеспечивающую бесплатные места в вузах для «не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек». Новая редакция исключает и обязательства по финансированию студенческих практик, оплачиваемый отпуск для сдачи сессий, госэкзаменов и дипломов.

В прошлом году отменили норму, по которой средняя зарплата учителя должна была равняться средней зарплате в основных отраслях промышленности. Отменили надбавки сельским учителям и надбавки по географическим поясам. В январе зарплата учителей повысилась на 20%. Но, учитывая уровень инфляции, она оказалась по отношению к прожиточному минимуму на 9% ниже, чем даже в 2002 году.

Но главное — отменили приоритетность сферы образования перед другими сферами, провозглашённую в прежнем законе. По словам бывшего председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Ивана Мельникова, «все здравомыслящие люди понимают: улучшение материального положения работников образования и студентов, повышение социального статуса школьных педагогов и вузовских преподавателей — главное приоритетное направление развития образовательной системы. Нынешняя реформа, наполненная радикальными и авантюрными предложениями, крайне разрушительна для отечественной системы образования, а значит, и для нашего общества в целом».

Высшее образование станет платным для всех

Заботу государства об образовании теперь демонстрируют его именные финансовые обязательства (ГИФО) перед выпускниками. Что это такое? По итогам сдачи ЕГЭ государство обязуется оплачивать их учебу в вузе, выдавая на руки ГИФО одной из пяти категорий. Те, кто отлично сдал единый экзамен, получают ГИФО 1-й категории, чуть хуже — 2-й, хорошо — 3-й, средне — 4-й и кое-как, но сдал — 5-й категории.

По теме

В зависимости от категории государство обязуется компенсировать расходы на дальнейшее обучение. ГИФО 5-й категории составляет 700 рублей на год. 4-я категория будет оплачена в размере 2000 рублей, 3-я — в размере 3000 рублей, 2-я — 7200 рублей, а 1-я — высшая — будет стоить 12 500 рублей. Тому, кто сдал ЕГЭ неудовлетворительно, в качестве «утешительного приза» предлагаются образовательные кредиты под 18—20% годовых. При этом в 2004 году на ЕГЭ высшую оценку — 100 баллов — получили лишь 257 учеников из 800 тыс. ребят, а 20% вообще не сдали экзамен, получив двойки по математике.

Однако стоит взглянуть на цены за обучение и станет ясно, что даже отличникам государство собирается покрывать лишь небольшой процент стоимости образования. На такие деньги можно будет обучаться разве что в провинциальном мясомолочном колледже. Уже сейчас образование в престижном московском вузе стоит до $10 тыс. в год. Цена годового обучения на таких факультетах, как экономический и юридический, составляет минимум $3000—5000. Зачастую эта сумма ещё и возрастает ежегодно на 20%. Отличник принесёт в вуз по ГИФО не более $450. Большую часть годовой платы за него вынужден вносить сам вуз, изыскивая деньги всеми доступными ему способами. Естественно, в таком абитуриенте он заинтересован не будет. Наоборот, вузу выгодно, чтобы в него поступали наименее подготовленные ученики, так как они должны доплачивать за себя сами. Вывод простой: качество образования будет неуклонно снижаться.

По некоторым данным, тесты ЕГЭ в 90 случаях из 100 не позволяют оценить знания ученика и в особенности его способности мыслить, анализировать, рассуждать, что более всего необходимо для учёбы в вузе. Это лишь проверка памяти и эрудированности учащегося. По словам Мельникова, «талантливый ребёнок из глубинки, из малообеспеченной семьи вряд ли сможет подготовиться к ЕГЭ так же успешно, как дети состоятельных родителей. Если у ученика нет возможности внести за своё обучение недостающую, основную часть денег, то он сможет заслужить право на стопроцентное ГИФО честным трудом на производстве в течение полутора лет или трёхлетней службой в армии. Только вот польза от этого сомнительна. Вполне вероятно, что за годы службы молодой человек забудет даже таблицу умножения.

Настоящее вузовское образование — лишь для магистров

Двухуровневая система высшего образования будет состоять из бакалавриата сроком обучения 4 года и магистратуры со сроком обучения 1—2 года. В результате, по словам Мельникова, будет уничтожен традиционный для нас институт дипломированных специалистов. Власть фундаментально меняет характер, систему и содержание вузовской подготовки. Перед первым этапом обучения — бакалавриатом — министерство ставит задачу «формирования базовых основ профессиональной культуры и коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы». Четыре года обучения на платной основе будут потрачены на приобретение не высокой квалификации, а навыков. В итоге мы получаем систему подготовки квалифицированных лаборантов. В вуз переносятся цели и задачи системы ПТУ.

По словам замминистра образования и науки Андрея Свинаренко, после перехода на двухуровневое обучение число вузовских специальностей предполагается сократить более чем в 10 раз — с 670 до 40—50. Попасть на ступень магистратуры суждено не всем. В документе говорится: «Лица, получившие степень бакалавра, могут участвовать в конкурсе на продолжение образования на втором уровне». Фактически высшее образование будет сосредоточено только в магистратуре. Оно будет сведено к 1—2 годам, тоже платным, и получать его будет позволено только в случае удачной сдачи дополнительных экзаменов. По мнению ректора РГГУ Валерия Минаева, бакалавриат с урезанным списком специальностей наводнит рынок дилетантами: в стране будет всё больше людей, знающих обо всём понемножку, а хорошее высшее образование в стране можно будет получить только за деньги.

Вузы будут приватизироваться

Реформа образования вводит новый статус учебных заведений: автономные учреждения (АУ) и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (Г(М)АНО). Эти новые формы способствуют росту «самостоятельности образовательных учреждений». В переводе с канцелярита: цель состоит в потенциальной возможности их дальнейшей приватизации.

В документе прямо говорится, что создание условий для частного инвестирования должно сопровождаться защитой от необоснованной приватизации. Значит, будет и обоснованная приватизация. Кем и как обоснованная, будут решать, как обычно, чиновники.

Неслучайно в прошлом году Госдума по указанию правительства проголосовала за признание утратившим силу закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Приватизация АУ и Г(М)АНО неизбежна. А это откроет путь к использованию их базы, в том числе недвижимости, по любому другому, уже вполне коммерческому назначению. Чтобы избежать банкротства, АУ и ГАНО вынуждены будут ввести платное образование.

По оценкам экспертов, после проведения реформы в 5—6 раз сократится приём студентов на бесплатное обучение. Россия получит систему образования, доступную максимум 20% молодых людей. Остальные станут дешёвой рабсилой для работодателей.

Средняя школа станет частично платной

Реформа обрушится и на среднюю школу, которую ждёт переход на частичную оплату. Доплачивать в различные школьные фонды родителям приходится и сейчас. Для многих семей это тяжелейшая ноша, но в будущем им придётся взять на себя значительную часть финансовой нагрузки. Иными словами предлагается урезать школьный учебный план на 25%, а потом предложить то, что будет урезано, в рамках «индивидуализации» и «расширения возможностей». Платить за то, что раньше было общедоступно, будут уже сами родители, то есть «внебюджетные источники». И вынуждены будут платить, так как в средней школе ещё трудно определиться с тем, что понадобится ребёнку в дальнейшем.

А ведь даже в самых богатых странах Запада в государственной школе родителей не заставляют платить за обучение детей. При этом минимальная зарплата в таких странах — около $1000, а в России — $25. К тому же если в каждой школе ребёнка будут учить, когда и чему считают нужным, то обеспечить качество образования при переходе в другую школу окажется невозможным даже при формально единых требованиях к выпускнику. Тем самым уничтожаются смысл и назначение образовательных стандартов.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх