Версия // Общество // Российским учителям захотели присвоить статус, сопоставимый с госслужащими

Российским учителям захотели присвоить статус, сопоставимый с госслужащими

3306

Не просто бюджетники

Российским учителям захотели присвоить статус, сопоставимый с госслужащими
(фото: pxhere.com)
В разделе

В Госдуме ведётся работа над законопроектом, в котором планируется прописать статус учителей, аналогичный статусу госслужащих. Авторы документа предлагают поднять до такого же уровня зарплаты учителей, а также наделить их аналогичными льготами и соцгарантиями. Работа над похожей инициативой ведётся в Минпросвещения, однако в ведомстве сосредоточили внимание на защите педагогов.

Российским учителям предлагают присвоить статус, аналогичный тому, который имеют госслужащие. Первый зампред комитета Госдумы про просвещению Яна Лантратова уведомила Минпросвещения России, что законодатели приступили к работе над законопроектом «О статусе учителя». Депутат обратилась в ведомство с просьбой назначить сотрудника, который будет отвечать за координацию работы над законопроектом.

Как сообщают «Известия», авторы документа планируют установить статус педагогического работника, определить его миссию. Также предлагается установить заработную плату не ниже средней для госслужащих и право на медобслуживание, аналогичное праву госслужащего. Лантратова считает, что эти положения нужно выделить в отдельный закон, а не включать в уже существующие в виде поправок. Наделение педагогов специальным статусом позволит поднять престиж профессии, а также отказаться от использования принижающего их роль слова «бюджетник».

Говоря о заработках учителей, Лантратова напомнила, что в 2022 году средняя по стране зарплата учителя составляла 45 тысяч рублей до вычета налогов. Таким образом, на руки педагоги в среднем получали 39 тысяч рублей. В реальности у многих учителей, особенно в небольших населённых пунктах, зарплата была значительно ниже. Согласно сводным данным Росстата, у чиновников в этот период средний размер заработной платы составлял 126 тысяч рублей. По мнению депутата, и чиновники, и учителя выполняют важную для государства работу и должны получать одинаковую оплату своего труда.

Расширенный документ

Ранее глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщал, что ведомство ведёт работу над похожей инициативой. В январе он заявил, что вопрос статуса педагога обсуждается с депутатами ГД. Тогда отмечалось, что особый статус поможет защитить учителей от неправомерных действий в их адрес. В марте он снова говорил о работе в этом направлении. По мнению министра, принятие закона о статусе учителя стало бы прекрасным завершением Года педагога и наставника в России.

Как отметила Лантратова, законопроект, который разрабатывают она и другие депутаты, шире предлагаемого министерством. В документе предлагается прописать не только статус учителя, но также размер зарплаты и полагающиеся педагогам льготы. В законопроекте, над которым работаем Минпросвещения, в первую очередь идёт речь о защите учителей.

В комитете ГД по просвещению в беседе с изданием уточнили, что сейчас ведётся работа над законопроектом по защите учителей. В документе будут прописаны условия ведения фото- и видеосъёмки учителей на занятиях. Авторы законопроекта предлагают разрешить съёмку только с согласия учителя и директора школы.

На этом законодательные инициативы, касающиеся защиты и статуса учителя, не исчерпываются. В начале марта зампред ГД Борис Чернышов внёс на рассмотрение в нижнюю палату парламента поправки к закону об образовании. В соответствии с ними предлагается добавить в закон пункт о защите чести и достоинства учителя. В пояснительной записке указано, что документ поднимает вопрос престижности профессии учителя. Также автор отмечает, что в стране растёт риск посягательств на честь и достоинство учителей, при этом законодательство не предусматривает эффективных инструментов защиты. По словам Лантратовой, эта инициатива также закрывает лишь часть вопросов, которые планируется урегулировать её законопроектом.

По теме

Предложений много, решения нет

Зампред Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки РФ Михаил Авдеенко сообщил журналистам, что идея приравнять статус учителей к госслужащим не нова: этот вопрос обсуждается с начала 2000-х годов. Как отметил эксперт, у продвигаемой в Госдуме инициативы есть как плюсы, так и минусы. Так, у госслужащих в России нет права устроить забастовку. По его мнению, на теме статуса педагога спекулируют, предлагая сделать его похожим на статус госслужащего, но он таковым не является. Кроме того, согласно закону об образовании, у российских учителей уже есть особый статус со своими правами и обязанностями. Профсоюз ранее также предлагал депутатам рассмотреть наработки по статусу педагогов. Тогда речь шла о защите учителей от насилия и хамского отношения.

Авдеенко пояснил, что авторы документа хотели усилить уголовную и административную ответственность за противозаконные действия в отношении учителей, но законопроект не нашёл поддержки. Авторам документа пояснили, что законопроект может быть негативно воспринят родительским сообществом. Он предположил, что возросшее внимание к этой теме объясняется тем, что в России объявлен Год педагога и наставника.

Профессор, главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина подтвердила журналистам, что возможность наделения учителей статусом госслужащего обсуждалась ещё 20 лет назад. По её мнению, статус педагога вырастет, если в России будут соблюдаться права представителей этой профессии. Это позволит решить и вопрос профессионального выгорания учителей, что является для данной сферы серьёзной проблемой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2023 18:30
Комментарии 0
Наверх