Пандемия коронавируса, СВО и санкции оказали большое влияние на рынок труда, и это спровоцировало гонку зарплат и дефицит кадров. Более трети россиян за последние несколько лет сменили профессию.
С начала 2022 года 38% россиян освоили новые профессии, согласно данным hh.ru, основанным на анализе 3,4 миллиона резюме. Об этом сообщает газета «Известия». Наиболее активно переквалифицировались автомойщики, курьеры, швеи, режиссеры и технические директора, среди которых более 60% выбрали другую специальность. В то же время врачи реже всего меняли профессию: на такой шаг пошли лишь 5% из них. Также среди тех, кто продолжал работать по специальности, были геологи, бухгалтеры, агрономы и программисты: в этих сферах не более 13% решили сменить сферу деятельности. Чаще других переквалифицировались молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет.
Самой популярной новой профессией среди россиян стала работа администратора: ее выбрали 8% от всех, кто решил сменить род деятельности. В топ профессий также вошли такие специальности как менеджер по продажам и закупкам, аналитик, бухгалтер и руководитель проектов. Каждый пятый переквалифицировавшийся выбрал рабочие и производственные специальности, в то время как IT-сфера оказалась менее востребованной: за последние три года соответствующие навыки освоили лишь 10%.
Как правило, люди выбирали смежные со своими прежними специальностями профессии. Например, автомойщики становились автослесарями, курьеры — водителями, а швеи — дизайнерами.
Рост профессиональной мобильности является общемировым трендом, однако в России он проявляется особенно ярко. Это связано с увеличением зарплат в обрабатывающей промышленности, особенно в оборонном секторе, из-за роста госзаказов, что привело к перетоку кадров в эту отрасль.
Экономика также перестраивается под воздействием санкций, что способствует росту ВВП и повышению зарплат на рынке в целом, отмечает эксперт. Однако в некоторых секторах и регионах этот процесс идет медленнее, что заставляет работников искать более высокооплачиваемые профессии, особенно на фоне высокой инфляции.
Еще одним фактором стало увеличение популярности удаленной работы после пандемии. Гибкий формат занятости стал предпочтительным, так как позволяет совмещать несколько работ и экономить время. Это особенно актуально для нового поколения Z, которое выходит на рынок труда.