Версия // Власть // Почему наследие финансового кризиса 2008 года до сих пор остается с нами

Почему наследие финансового кризиса 2008 года до сих пор остается с нами

5928

Чрезвычайные меры для обычных времен

В разделе

Прошло больше десяти лет с тех пор, как финансовый кризис разросся до международных масштабов. До июля 2007 года казалось, что кризис субстандартного ипотечного кредитования является исключительно проблемой США. Но затем Landesbank Sachsen и IKB Deutsche Industriebank, двум принадлежащим государству немецким банкам, потребовалась экстренная финансовая помощь, и директивным органам стало ясно, насколько взаимосвязана глобальная финансовая система.

Наследие 2007 года до сих пор остается с нами. Одним из основных последствий стало возложение особых надежд на нетрадиционные денежно-кредитную политику и инструменты. К сожалению, когда 10 лет назад директивные органы занимались поисками «большой базуки», они подготовили почву для возвращения старого персонажа: сильного человека, желающего нажать спусковой крючок.

Разумеется, в разгар финансового кризиса у политиков были все основания полагать, что они больше не могут полагаться на бизнес, как раньше. Финансовым регуляторам требовалось обеспечивать серьезный запас ликвидности, а правительствам дополнить его фискальной экспансией.

Некоторые из мер, ставших ответом на финансовый кризис, были плохо продуманы, в результате чего от них было решено отказаться или пересмотреть. В США Программа по спасению проблемных активов (TARP), которую экс-президент Джордж Буш подписал в октябре 2008 года, предполагала, что Департамент казначейства будет приобретать проблемные, в основном ипотечные, активы непосредственно у финансовых учреждений. Впрочем, все оказалось куда сложнее, и в течение нескольких недель правительство просто провело рекапитализацию банков США.

Другие плохие решения отменить оказалось не так просто. В надежде предотвратить дефолт главного кредитного учреждения, правительство Ирландии предложило гарантии по всем банковским депозитам. Это одностороннее решение привело к дестабилизации в остальной части Европы. Правительствам других стран пришлось столкнуться с тем, что вкладчики их банков всерьез рассматривали возможность массового бегства в поддерживаемые государством ирландские банки (неважно, что стоимость гарантии была слишком велика для того, чтобы правительство могло ее обеспечить).

Тем не менее, в целом ответ на финансовый кризис был поразительно успешным, и те, кто руководил принятием профилактических мер, действовали верно, сумев не допустить повторения Великой депрессии. Но в виду высокой эффективности нетрадиционной политики сформировалась убежденность, что она является подходящим и эффективным средством для любой ситуации.

Еще в 2008 году экс-глава ФРС Пол Волкер предупредил, что американский регулятор находится на «самом краю своих законных полномочий». Конечно, некоторые зададут справедливый вопрос: почему политик не должен игнорировать это обстоятельство ради благосостояния страны. Но призывы к «salus populi suprema lex» (да будет благо народа высшим законом) - принципу, согласно которому законы должны отражать интересы общественности, являются лишь способом оправдания самодержавия. Действительно, кто скажет, что действительно в интересах общества, не говоря уже об определении высшего закона? Джон Адамс, второй президент США, отметил опасную двусмысленность этой концепции.

«Общественное благо, salus populi , - писал Джон Адамс, - является опорой для любого правительства, как самого деспотического, так и самого свободного».

Сформировавшаяся после кризиса точка зрения гласит, что влиятельный лидер может и должен самостоятельно исправлять ситуацию. В случае с главой Филиппин Родриго Дютерте это подразумевает войну с наркотиками, которая привела к тысячам убийств. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган оправдывают свои репрессивные действия борьбой с терроризмом. А глава венгерского правительства Виктор Орбан объясняет автократическую политику необходимостью борьбы с внутренним финансовым кризисом. Сосредоточив внимание на одном «кризисе», эти лидеры формируют менталитет, в котором все проблемы рассматриваются как кризисы, требующие решительных действий.

Впрочем, такое автократическое поведение характерно не только для лидеров небольших стран. Достаточно вспомнить об угрозе американского лидера Дональда Трампа ввести санкции против немецких автопроизводителей. В качестве ответа на озвученные американским лидером угрозы в Европе решили использовать политику символизма, избрав ответной целью виски - американский алкогольный напиток, существенная часть которого производится в штате Кентукки, на родине лидера сенатского большинства Митча Макконелла.

Как ни прискорбно, подобный подход создает политическую среду, в которой установившиеся нормы оказываются подорванными, и не заменены новыми. Теперь, когда кризис уже не так страшен, мир оказался в подвешенном состоянии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.06.2018 16:40
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх