Версия // Общество // Паромы в Африке в наши дни продолжают переворачиваться из-за перегруза

Паромы в Африке в наши дни продолжают переворачиваться из-за перегруза

1010

Африканский рок

Паромы в Африке в наши дни продолжают переворачиваться из-за перегруза
В разделе

В Африке, как и в Европе, работают многочисленные паромные линии, просто о них известно гораздо меньше. К сожалению, информация в СМИ сообщает только о катастрофах, которые регулярно происходят на паромных линиях чёрного континента до наших дней. Причина почти всех трагедий одна – перегруз паромов. В этой статье мы попробуем разобраться, почему это стало злым роком Африки.

Паромы в Африке

Это может показаться странным, но в африканских странах есть своя сеть паромных линий. Её условно можно разделить на три группы. Первая группа – это морские паромы, которые связывают порты, расположенные на берегу океана с островами. Таких линий не очень много, и их существование объясняется необходимостью связи и снабжения, а так же тем, что перевозка автомобилей и пассажиров по морю вдоль побережья быстрее и дешевле, чем по африканским дорогам. На таких линиях так же происходили аварии и катастрофы. Об одной из них смотри статью «Гибель африканского парома». Вторая группа – это небольшие речные паромы, которые перевозят грузы и автомобили на немногих судоходных африканских реках. Говорить о статистике происшествий на них не приходится, так как достоверной информации о таких паромах крайне мало. Третья группа, наверное, самая интересная – эту суда, работающие на озере Виктория. Это озеро расположено в Восточной Африке, практически на экваторе. Берега озера – это территории Танзании, Кении и Уганды. Площадь озера Виктория 68 000 квадратных километров, длина 320 км, ширина 274 км. Средняя глубина – 40 метров, максимальная – 80 м. В период колонизации были построены несколько железнодорожных веток, маршруты которых пересекали озеро. Поэтому строители железных дорог озаботились созданием специализированного паромного флота. Со временем, эти суда разделились на три группы – чисто пассажирские, железнодорожные паромы и автомобильно-пассажирские паромы. Большую часть ХХ века паромы ходят по часовой и против часовой стрелки по акватории озера. Они соединяют порты Кении, Танзании, Уганды на берегах озера и острова. Число портов, куда заходят паромы, достигает 30. Четыре из них – это специализированные железнодорожные терминалы. В трех портах построены сухие доки для строительства судов и их текущего ремонта и обслуживания. Надо отдать должное колонизаторам – они создали разветвленную инфраструктуру, включающую не только флот, но и многочисленные порты и инфраструктуру для строительства транспортных судов различного класса. Первый паром был построен и вышел на линию белее 100 лет назад, в нулевых годах ХХ века, англичанами. Постепенно пароходы были заменены теплоходами. На 2018 год на озере эксплуатировались 30 паромов под флагом Танзании, 5 – под флагом Уганды и 6 – под флагом Кении. Крупнейшими из них являются железнодорожные паромы, способные перевозить по 22 пассажирских вагона. Но до сих пор в эксплуатации находятся два парохода, чей возраст приближается к 100 годам. Новинкой для озера стало появление на нем скоростных пассажирских паромов – катамаранов.

Хроника происшествий

К сожалению, аварии и катастрофы на африканских паромах происходят с пугающей регулярностью, приблизительно раз в три-четыре года. Расскажем о некоторых, наиболее знаковых, вызвавших максимальный общественный резонанс за последние 30 лет..

По теме

1994 год. Кенийский паром «Мтонгве» переправы «Likoni Ferry» перевернулся в 40 метрах (!) от выхода из порта, в результате чего погибли 272 из 400 человек, находившихся на борту. Вместимость парома было 300 пассажиров. «Likoni Ferry» – это паромная переправа через гавань Килиндии. Она соединяет город Момбаса, остров Момбаса и пригород Ликони. Забегая вперед, скажем, что в 2019 году на этой линии погибла женщина с ребенком. Паром отошел от терминала, не подняв аппарель, и машина с пассажирами просто скатилась в воду.

1996 год. MV «Bukoba». Этот паром был построен в 1979 году для работы на озере Виктория на линии Букоба – Мванза. Номинальная пассажировместимость парома была 430 человек. Однако, в этой цифре была, то что называется, африканская лукавость. Дело в том, что 430 – это пассажиры первого и второго класса, располагавшиеся в каютах. Но был еще и третий класс – палубные пассажиры, которых никто не считал. Удивительно, но тогда в Танзании вообще не было норм по обеспечению безопасности плавания, поэтому никто на такую мелочь, как количество пассажиров на борту, внимания не обращал. 21 мая, после выхода из промежуточного порта Кемондо, «Bukoba» перевернулась и затонула. Это произошло приблизительно в 56 км от порта Мванза. Обстоятельства гибели парома поистине уникальны. В трюмы теплохода был загружен легкий груз (бананы), а балластные танки были пусты. После выхода из порта возник крен на правый борт. Капитан парома попросил пассажиров подойти к левому борту, чтобы компенсировать крен, но… вместо этого теплоход просто перевернулся через левый борт. Спасательных средств, как водится на африканских паромах, было недостаточно. Когда, через несколько часов подоспели спасательные катера, из вод озера спасли только 125 человек, а 894 погибло. Неофициально, африканские СМИ писали о тысячи погибших. Для поднятия тел погибших были приглашены водолазы из ЮАР. Глубина, на которой лежит паром небольшая – всего около 25 метров. Как мы помним, официально на борту было 443 человека. Среди погибших был второй человек в террористической организации «Аль-Каида»* – Абу Убайда аль-Баншири.

В Танзании был объявлен трехдневный траур. Обвинения предъявили восьми должностным лицам Железнодорожной корпорации Танзании (TRC), менеджеру морского подразделения корпорации и капитану парома Джозефу Мугути. Капитан просто так вину не признал. Он заявил, что на паромах TRC нет спасательных жилетов и недостаточно шлюпок, отсутствует противопожарное оборудование, в рейсах всегда имеется существенный перегруз, суда не проходят обязательную техническую проверку, а рулевые на паромах не имеют соответствующих лицензий-дипломов. Это утверждение капитана справедливо относится и к остальным африканским паромам. Самое печальное в этой истории в том, что следующий паром перевернулся на озере уже в сентябре того же года.

По теме

2011 год. MV «Spice Islander I». 10 сентября 2011 года в 21-00 по местному времени паром отошел от терминала на острове Унгуджа (главный остров архипелага Занзибар) и направился к острову Пемба. Это уже Индийский океан. История, в какой уже раз, повторилась. Номинально, паром был рассчитан на 645 пассажиров и 45 членов экипажа.

Этот паром был построен в 1967 году в Греции под названием «Marianna». Длина парома была 60 метров. Ширина 11 метров. Водоизмещение составляло 838 тонн. Это был классический прибрежный паром «греческого типа», который широко эксплуатировался (и эксплуатируются до настоящего времени) в Эгейском море. В Греции, как водится, паром переходил от одного владельца другому, пока в 2007 году его не продали судовладельцу из Занзибара и не переименовали в «Spice Islander I». Как сообщали СМИ, паром был сильно перегружен. По некоторым данным, на нем находились более 2 000 пассажиров! Кроме этого, на борту парома был груз риса. Около часу ночи по местному времени паром перевернулся и затонул между Занзибаром и Пембой. Причиной, предположительно, называют потерю мощности двигателя. 620 человек были спасены. Было найдено 240 тел погибших. Не найдено, но погибло по первоначальным подсчетам 2 976 человек, однако, в 2012 году их количество уменьшили. По официальным данным, это 1 573 человека. Для парома водоизмещением менее 1 000 тонн, это запредельное количество пассажиров. Восемь месяцев спустя, в июле 2012 года, еще один паром MV «Skagit», работающий на линии Дар-эс-Салам – Занзибар то же затонул. Погибло 144 пассажира. MV «Skagit» – скоростной паром длиной 34 м, шириной 7,6 м, скоростью хода 25 узлов (46 км/ч), перевозящий 250 пассажиров. В роковом рейсе опять был перегруз – 290 человек.

2018 год. MV «Nyerere». Озеро Виктория. 20 сентября 2018 года паром шел из порта Буголора на острове Укереве в порт Бвисья на острове Укара. Кроме пассажиров на пароме был груз цемента, кукурузы и бананов. MV «Nyerere» был не большим паромом, построенным в 2004 году. Он мог перевезти 25 тонн груза, три автомобиля и 100 человек пассажиров. Паром перевернулся и затонул днем, всего в 50 метрах от причала. И опять причиной катастрофы стал перегруз! Правда, справедливости ради, надо сказать, что у «Nyerere» были и какие-то технические проблемы. Танзанийские официальные лица подтвердили, что за несколько месяцев до катастрофы паром проходил обслуживание, которое включало в себя ремонт двух двигателей. После ремонта возникли вопросы по техническому состоянию судна, но паром всё равно поставили на линию. Погибло 228 человек, 41 удалось спастись. Как мы помним, максимальное количество пассажиров должно было быть 100 человек. Как рассказывали выжившие свидетели, рулевой совершил резкий поворот, что послужило причиной переворота и опрокидывания. Но паром не утонул. Его поставили на ровный киль, вытащили на берег и отремонтировали. После ремонта «Nyerere» снова вышел на линию в озере Виктория.

Заключение

Не надо думать, что в статье рассказано обо всех катастрофах с африканскими паромами. К сожалению, это не так. Аварии и катастрофы происходят с ними регулярно. В 2018 году Госдеп США официально предостерег своих граждан от использования паромов в африканских странах. Во время написания статьи у автора возник только один вопрос. Понятно, что страны чёрного континента – это не богатые страны. Они не могут выделять много денег на безопасную транспортную инфраструктуру. Но почему они не делают выводов из катастроф, которые происходят на их паромах с пугающей регулярностью? Ведь, по большому счёту, причина подавляющего числа аварий и катастроф одна – перегруз паромов, возникающий из-за отсутствия контроля властью над перевозчиками.

*
Верховный Суд Российской Федерации от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956, вступило в силу 27.11.2008 признал организацию Аль-Каида экстремистской и запрещенной на территории России
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.08.2024 16:00
Комментарии 0
Наверх