Вечером в минувшее воскресенье, 24 ноября, самолет Sukhoy Superjet 100 авиакомпании «Азимут» совершил посадку в аэропорту Антальи и загорелся прямо на взлетно-посадочной полосе, ударившись об нее крылом. Жертв удалось избежать, а огонь быстро потушили, но случившееся невольно заставляет вспомнить о трагедии 2019 года, когда при возгорании такого же авиалайнера погибли более 40 человек.
Борт «Азимута» SSJ100 вылетел из аэропорта Сочи в 19:52 по московскому времени. На его борту находились 95 человек – 89 пассажиров и шестеро членов экипажа. Посадку в Анталье он совершил в 21:34. Как сообщает Telegram-канал SHOT со ссылкой на пассажиров авиалайнера, после того как шасси коснулись полосы, до находившихся в салоне людей донеслись два звука удара. После первого возникла течь из левого двигателя, а после второго вспыхнул огонь. Некоторые очевидцы запечатлели это на видео. Возгорание произошло прямо на взлетно-посадочной полосе.
В момент посадки в аэропорту Антальи были сложные метеоусловия: дул сильный и порывистый ветер. Диспетчеры предупредили об этом экипаж самолета. Предполагалось, что командир и второй пилот должны были точно рассчитать скорость захода.
Предварительно, при посадке самолет ударился о ВПП, из-за этого подкосилась левая основная стойка шасси, которую вдавило в консоль крыла. После этого и начался пожар в районе левого двигателя.
Без жертв
К счастью, пилоты остановили самолет прямо напротив пожарной части аэропорта – буквально в нескольких десятках метров. Поэтому у пожарных ушло меньше минуты на то, чтобы добраться до горящего авиалайнера и приступить к тушению пламени. С огнем они справились за 20 минут, по прошествии этого времени отчитавшись о полной ликвидации возгорания. Перекинуться на борт огонь не успел. Благодаря этому худшего сценария удалось избежать, но он был вполне реален.
Как пишет SHOT, когда стало ясно, что самолет горит, некоторые пассажиры вскочили со своих мест и, вместо того, чтобы эвакуироваться самим и не мешать покинуть салон людям с задних рядов, стали доставать с багажных полок свою ручную кладь и заблокировали проход. Света в салоне не было, двигаться пришлось наощупь. Канал уточняет, что с момента посадки и до полной эвакуации пассажиров, для которой использовались надувные трапы, прошло 24 минуты.
42-летний пассажир по имени Султан из Красноярского края принял самое непосредственное участие в спасении других людей. Он сумел открыть аварийную дверь, когда увидел, что стюардесса растерялась и запаниковала, а потом помогал выходить пассажирам, в том числе, детям.
В результате случившегося никто не пострадал, жертв нет. Из-за происшествия аэропорт Антальи временно закрылся на прием рейсов. Отправка воздушных судов осуществлялась с полосы, предназначенной для военных самолетов. В 3 часа ночи ограничение было снято, и аэропорт возобновил работу в прежнем режиме.
Пассажиров доставили в терминал, где, по их словам, им пришлось в течение восьми часов дожидаться выдачи багажа. Как отмечают россияне, приехавшие на отдых, они не увидели должной реакции от представителя авиакомпании «Азимут»: он отвечал на все вопросы, что ничего не может сделать. За время ожидания пассажиров покормили один раз едой из «Бургер Кинга». Сообщалось, что россияне намерены выступить с коллективным иском против авиаперевозчика.
Стало известно, что процедуры передачи в РФ девочки, которую россиянка родила в аэропорту турецкой Антальи и попыталась там оставить, все еще продолжаются. Ее мать находится под арестом.
Ошибка или погода?
Изначально в качестве основной причины авиаинцидента рассматривалась ошибка пилотирования. Как обращал внимание SHOT, сильный ветер, бушевавший накануне вечером в Анталье, действительно несколько сдвинул самолет, но 50-летний командир воздушного судна Владимир Ч., который, по данным канала, ранее работал диспетчером районного центра управления на авиатрассе, не успел на это отреагировать и выполнить посадку в соответствии с инструкцией. Он долгое время кружил над воздушной гаванью, не принимая во внимание скорость порывов ветра. Вероятность того, что к случившемуся привела именно его ошибка, высока, но это не единственный возможный вариант.
Как объяснили в «Азимуте», пожар в двигателе самолета начался после грубой посадки, причиной которой стал сдвиг ветра.
В «Объединенной авиастроительной корпорации», в которую входит производитель «Сухой», также заявили, что возгорание произошло из-за сильного удара об полосу на фоне сложных метеорологических условий. Удар спровоцировал разлив топлива, и оно вспыхнуло. При этом отказов систем у воздушного судна не фиксировалось. Все обстоятельства авиаинцидента изучит специальная комиссия.
Пилотов «Азимута» ждет серия допросов у турецких правоохранителей и авиационных властей. СК РФ возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
SSJ100 и авиаинциденты
Самолет SSJ100 «Азимута» с названием «Волга», которое можно заметить на корпусе на фотографиях в турецких СМИ, был выпущен в 2017 году и эксплуатировался авиаперевозчиком в течение семи лет. В последний раз он проходил проверку 26 дней назад, и ей предшествовал еще один авиаинцидент. В октябре авиалайнер совершил экстренную посадку в московском аэропорту Внуково. Тогда у него было обнаружено повреждение створки шасси. Проверка не выявила никаких дефектов.
По данным канала, в сентябре 2023 года в кабине пилотов сработала система индикации состояния двигателя, из-за чего экипаж прервал взлет в аэропорту Пскова. Через пять дней из-за некорректной работы двигателя был перенесен вылет самолета из Минвод. Также возвраты имели место в декабре 2023 года в Сочи и в сентябре 2024 года в Минводах. А 20 июня прошлого года у авиалайнера произошел отказ правого двигателя во время рейса из Алма-Аты в Минводы. В мае 2024 года во время рейса из Санкт-Петербурга в Калугу отказал правый генератор. Из-за этого самолет ушел на запасной аэродром во Внуково.
Кстати, 24 ноября сложности возникли еще с одним самолетом «Азимута» аналогичной модели. У воздушного судна, направлявшегося из Уфы в Красноярск, обнаружились проблемы с гидравликой. Борт благополучно приземлился, после посадки его отбуксировали на стоянку с помощью тягача. Но проблемы с «Суперджетами» возникают и у других перевозчиков. В этот же день с такой же неисправностью столкнулся экипаж SSJ100 «России», летевшим из Санкт-Петербурга в Москву. После приземления была обнаружена утечка гидрожидкости и разрушение гидравлического трубопровода линии нагнетания насосной станции переменного тока во второй гидросистеме.
Еще два инцидента вчера произошли около полуночи, уже после пожара в аэропорту Антальи. SSJ100 Red Wings, который должен был отправиться из Сочи в Москву, прервал взлет из-за неисправности, а у SSJ100 «России» на подлете к петербургскому аэропорту Пулково была обнаружена неисправность системы управления разворотом колес передней опоры шасси, из-за чего в воздушной гавани объявляли тревогу. В итоге авиалайнер благополучно совершил там посадку.
Флешбэки из Шереметьево
Происшествие в Анталье заставило вспомнить о трагическом событии в московском аэропорту Шереметьево пятилетней давности: там в 2019 году загорелся SS100 «Аэрофлота», погибли более 40 человек. Обстоятельства катастрофы во многом схожи с тем, что случилось в минувшее воскресенье в Турции, но финал оказался куда менее благополучным.
5 мая в 18:02 рейс «Аэрофлота» SU1492 вылетел в Мурманск. На борту SSJ100 находились 73 пассажира и пятеро членов экипажа. Вскоре после взлета экипаж доложил о возникшей неисправности, сообщив о намерении вернуться в аэропорт вылета. Посадка была вынужденной – в самолет попала молния, после чего часть приборов вышла из строя. В том числе, пропала связь. В 18:32 SSJ100 совершил жесткую посадку. При этом с первого раза сесть не удалось, а при повторной попытке воздушное судно сначала ударилось о полосу шасси, а потом носом. Стойки шасси подломились, после чего загорелись двигатели. Люди, которые находились в хвостовой части самолета, не смогли выбраться, потому что впереди сидящие пассажиры пытались достать багаж с полок, не давая пройти к выходу. В результате погиб 41 человек, самолет полностью выгорел. Суд приговорил командира воздушного судна Дениса Евдокимова к шести годам колонии-поселения. Сам он отрицает свою вину: по словам пилота, самолет не соответствовал нормам летной годности, а молния, ударившая в его корпус, вывела из строя электрическую систему дистанционного управления, которая не дублируется механической связью.