Версия // Общество // Национальный реестр граждан Индии оставит ни с чем 4 миллиона человек

Национальный реестр граждан Индии оставит ни с чем 4 миллиона человек

4662

К лучшему или к худшему

В разделе

Через 71 год после раздела Индии и 47 лет после того, как бывший Восточный Пакистан стал называться Бангладешем, наследие тех времен вернулось. Нынешний кризис, связанный с публикацией Национального реестра граждан (СРН) в индийском штате Ассам, поставил под сомнение гражданство (и будущее) около четырех миллионов человек и угрожает подорвать мир в регионе.

Покидающие страну англичане поделили Индию в 1947 году на основе религии: они создали Пакистан из провинций мусульманского большинства на западе и востоке страны. В 1971 году, после жестокой и геноцидной кампании пакистанской армии, в Индию выехало около 10 млн беженцев, а восточный Пакистан отделился от Бангладеша.

Когда Пакистан был повержен в этой войне, большинство беженцев вернулись в новый независимый Бангладеш, хотя некоторые уже ассимилировались и остались в Индии. В течение следующих нескольких лет к ним присоединились миллионы других мигрантов из Бангладеша, которые страдали от экономических трудностей и нехватки земли в переполненной стране.

Хотя мигранты в индийском штате Западная Бенгалия легко поладили со своими собратьями-бенгальцами, те, кто поселился в северо-восточном штате Ассам, столкнулись с большими проблемами из-за языковых, культурных и религиозных различий. К 1980-м годам ученики-ассамсы, злившиеся на перспективу потери земли и проблемы с трудоустройством, организовали массовые протесты, которые часто приводили к вспышкам насилия.

Ассам стал почти неуправляемым. Дикие расправы над бенгальскими мусульманскими мигрантами, в одой из которых оказались убиты около 3000 человек, показали истинную глубину кризиса. В 1985 году тогдашний премьер-министр Индии Раджив Ганди заключил «ассамское соглашение», пообещав депортировать всех, кто незаконно мигрировал в регион из Бангладеша после 1971 года.

Впрочем, это было легче сказать, чем сделать. За прошедшие годы удалось идентифицировать лишь несколько тысяч из примерно 20 миллионов незаконных мигрантов. Никаких конкретных мер по выполнению ассамского соглашения не предпринималось - вместо этого проблема по большей части игнорировалась.

Затем, в 2014 году, к власти пришел премьер-министр Нарендра Моди и его Бхаратия Джаната Парти (БДП), и процесс был возрожден. По завершении основного этапа был опубликован список людей, которые могли доказать, что у них были антецеденты в Ассаме до 1971 года.

БДП настаивает, что Верховный суд контролировал процесс идентификации иностранцев. Список будет определять, кто сможет владеть землей и голосовать в управляемом БДП Ассаме. Хотя еще есть время обжаловать выводы суда и исправить некоторые ошибки - уже ясно, что пострадают в подавляющем большинстве бенгальские мусульмане.

Фактически было высказано предположение, что основной целью возрождения СРН является стремление лишить до следующих всеобщих выборов права голоса как можно большее число мусульман. В штате с населением около 30 миллионов человек лишение гражданских прав четырех миллионов человек может оказать существенное влияние на итоги голосования для БДП, поскольку партия не пользуется популярностью среди мусульман Индии.

В любом случае бенгальские мусульмане, исключенные из СРН, потеряют больше, чем право голоса. Некоторые говорят о том, что их депортируют в Бангладеш. Но Бангладеш четко заявил, что не несет ответственности за людей, которые не находятся на его территории. Последнее, что нужно Индии - это создать миграционный кризис или, еще хуже, попытаться заставить людей бежать в Бангладеш - одного из немногих соседей, с которыми правительству удается поддерживать хорошие отношения.

По теме

Тем не менее тех, кого исключат из СРН, могут попросту выгнать из домов в Ассаме, где они прожили более четырех десятилетий, и им будет просто некуда идти. Некоторые предположили, что Индия создаст лагеря для размещения этих людей, пока они не смогут вернуться в Бангладеш. Перспектива ужасает правозащитные организации, не в последнюю очередь из-за каких-либо гарантий, что этот день вообще когда-либо наступит. Также принципиально, действительно ли оправданно лишать людей прав, которые они реализовывали в демократической Индии на протяжении большей части своей жизни?

До сих пор кризис, созданный СРН, был ненасильственным. Но по мере нарастания напряженности растет риск всплеска агрессии. Правительство должно решать сложные вопросы. Действительно ли договоренности, достигнутые в 1985 году, являются лучшей основой для решения проблемы в 2018 году? Может ли демократия Индии позволить себе игнорировать права людей, живущих на ее территории на протяжении десятилетий? Как защитить суверенитет Индии и целостность?

Нет определенных ответов на эти вопросы, несмотря на то, что убедительные аргументы имеются у обеих сторон. Ясно одно - в то время как мажоритарная самоуверенность БДП вызывает серьезную озабоченность, решения, которые правительство делает в отношении Национального реестра граждан, будут определять будущее турбулентной демократии Индии - к лучшему или к худшему.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2018 17:30
Комментарии 0
Наверх