Версия // Общество // Как высокоскоростная магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой застряла в питерской архитектуре

Как высокоскоростная магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой застряла в питерской архитектуре

8389

Не на скоростях

В разделе

Еще в 1990 году было принято решение создать между Ленинградом и Москвой высокоскоростную железнодорожную магистраль. Под это дело были снесены дома на Лиговском проспекте, но на их месте вырос торговый центр. Сейчас вторая попытка — и опять надо сносить исторические здания совсем рядом, под вокзал. Редкий случай для Санкт-Петербурга — процесс застопорился не из-за общественного резонанса, а нюансов крючкотворства.

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) между Санкт-Петербургом и Москвой — бумажный долгострой. Впервые идея была озвучена в 1990 году — вроде бы не до таких глобальных проектов тогда было — и тем не менее. Весь мир был технологически потрясен еще в 1960-е, когда в Японии была создана первая ВСМ. На тот момент она дала 210 км в час. В 1970-е Министерство путей сообщения СССР разрабатывало свой скоростной проект, прежде всего по направлениям Ленинград-Сочи, Москва-Ялта. И наоборот. Что-то пошло не так еще полвека назад.

«Мешало Минобороны, да и денег не было»

Петербург и Москва — города, между которыми идут самые интенсивные перемещения в стране. Да, лететь всего час, но все самолетные процедуры крадут значительное время. Да, есть, «Сапсан» и «Невский экспресс», и там время в пути около четырех часов. Но прогресс требует прогресса. Выделенная железнодорожная полоса, а такую систему блестяще освоили Китай и Япония, могут сократить дистанцию между двумя столицами до символической. Несмотря на памятные экономические трудности, наша ВСМ стала активно разрабатываться в начале 1990-х, в основном на базе ленинградского объединения «Ленгипротранс».

Объясняем, почему тогда не пошло. Бывший сотрудник «Ленгипротранса», инженер Юрий Ткач, работавший над проектом ВСМ, вспоминает: «Мешало Министерство обороны, большая часть земель относилась к этому ведомству, и оно не согласовало стройку. Но этот вопрос еще можно было решить, но вот отсутствие соответствующего для ВСМ подвижного состава — куда большая проблема. Было создано объединение «Сокол», которое должно было его создать, но ничего не вышло по каким-то причинам. Также в 90-е было создано ОАО «Высокоскоростные магистрали», организация должна была собрать инвестиции, найти спонсоров. И тоже ничего не получилось. На проект банально не было средств. Потом, насколько знаю, изменилась концепция у Минтранса — решили использовать уже существующие железные дороги. За скоростные экспрессы взялся концерн Siemens. Была, помните, не так давно идея построить ВСМ Москва-Казань (с продолжением до Екатеринбурга), ее поддерживал президент, но проект специалисты признали слишком дорогостоящим, нецелесообразным».

Петербург максимально сохранился от новодела

Сейчас ситуация принципиально иная. И деньги под ВСМ между Петербургом и Москвой есть, и проект вполне на мази. Магистраль должна давать поглощение расстояния — 2 часа 15 минут. Но проблема оказалась в привычном для Питера и его жителей консерватизме. К этому явлению можно относиться по-разному, но факт есть факт. Помните, какие баталии развернулись, когда «Газпром» решил построить своей небоскреб, который сразу прозвали «газоскребом», в районе Охты? Если бы план осуществился, штаб-квартира нашего газового гиганта стала бы новой доминантой Санкт-Петербурга. Но общественность, видные люди города отстояли привычные ценности — башня теперь выросла в Приморском районе, никому не мешая и даже классно вписавшись в морской ландшафт. Надо отметить, что Санкт-Петербург максимально сохранился от новоделов в центре города, в отличие, скажем, от Парижа или Лондона. Вся эта преамбула к тому, что ради появления нового вокзала на Лиговском проспекте, по плану, надо снести несколько исторических зданий. Они не являются памятниками федерального значения, но проблема в другом. Для той ВСМ, которую начали готовить еще в 90-е, на Лиговском уже сносились исторические дома в 1996 году. Конкретно, дома №24, 26, 30, 34, 36, 42. В итоге прямо в центре города рядом с Московским вокзалом образовался котлован, который в городе прозвали просто «ямой». Естественно, он быстро заполнился водой и мусором. Позорище. В итоге, на этом месте был построен торгово-развлекательный центр «Галерея» - самый большой в Санкт-Петербурге. Остряки называют стиль этого ТРК «алкошиком». Возникли смутные подозрения — не был ли проект ВСМ дымовой завесой, чтобы построить в самом центре города монструозный шмоточный центр? Именно поэтому сейчас новый снос под новый вокзал на Лиговском вызывает в консервативном городе вопросы. В том числе по прямому законодательству.

По теме

Закон есть закон. Или нет?

Те здания на Лиговском проспекте, которые собираются сносить под вокзал, это так называемые склады Кокоревых — еще дореволюционное определение. Дом №52 с несколькими корпусами. Вопрос уперся в законодательство Санкт-Петербурга. Документально оформить строительство вокзала с предшествующим сносом пока нельзя, так как это нарушает городское законодательство в сфере охраны исторических зданий. Источник корреспондента «Нашей версии» в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) администрации Санкт-Петербурга сообщил: «Дом №52, кокоревские склады, пока не может подлежать сносу. Здание находится в положении так называемой «регулируемой застройки», а в таких местах ликвидации запрещены по городским правилам, закону «О границах охранных зон». Понятно, что исторической ценности дом 52 не представляет, но в Петербурге настолько могучи градозащитники, что это здание может стать препятствием на пути такого масштабного федерального проекта как ВСМ. И уже стало».

Впрочем, сейчас готовятся поправки в конкретный закон. И именно для того чтобы построить магистраль. Политолог Владимир Большеков делится своими этическими сомнениями: «Кажется, все понимают, что ВСМ необходима, у нас всё же 21 век. Такие трассы есть уже во всех цивилизованных странах. Но снос здания на Лиговке может сильно ударить по Смольному. Изменения законов в разрезе охраны городского исторического пространства всегда крайне болезненно воспринимаются петербургской общественностью. Да и вообще — людям уже совсем не нравится, что любые законы подкручивают под какую-то инициативу. Я бы сказал, что в политическом плане Петербург сейчас очень инертен, но вот когда дело касается архитектуры и памятников, ситуация резко обостряется. Губернатору Беглову сейчас совсем не хочется ссориться с общественностью».

Но почему свет так сошелся клином на участке на Лиговском проспекте? Нельзя ли разместить вокзал в каком-то другом месте? «Нельзя, - считает инженер-железнодорожник Игорь Панов. - В месте Московского вокзала сложилась надлежащая железнодорожная инфраструктура, со своим огромным депо, которая поможет новой линии, это немаловажно в экономическом плане. Создавать всё заново очень дорого».

Вот такая сложилась дилемма в Петербурге, между законом и рациональностью. На Неве логично полагают, что архитектура — бренд города, на которой он и зарабатывает в том числе. Снос любого исторического здания в Петербурге вызывает дикий скандал. Порой оправданный, порой нет. Но это данность. И Смольный ее учитывает.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.01.2021 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх