Версия // Общество // К крушению экспериментального самолёта Ил-112В в Подмосковье могла привести его неподготовленность к полётам

К крушению экспериментального самолёта Ил-112В в Подмосковье могла привести его неподготовленность к полётам

2952

Фатальная спешка


Фото: sledcom.ru
В разделе

Эксперты пришли к выводу, что к критической ситуации на борту нового военного самолета Ил-112В привел пожар, но в боковой крен он ушел в результате обрыва разрушенной огнем тяги правого элерона. Как полагают специалисты, в такой ситуации посадить самолет не удалось бы никому, и крушение могло произойти, так как транспортник поспешили ввести в строй.

Эксперты Минпромторга и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сделали выводы относительно причин крушения экспериментального транспортника самолета Ил-112В, который разбился рядом с аэродромом Кубинка под Москвой в середине прошлого месяца. Об этом пишет издание «Коммерсантъ», ссылающееся на знакомые с ходом расследования источники. Как отмечается в публикации, критическая ситуация на борту воздушного судна возникла в результате возгорания в двигателе, но к неконтролируемому боковому крену и последующему опрокидыванию машины привел обрыв тяги правого элерона, поврежденной из-за воздействия огня.

В процессе расследования выяснилось, что проблемы у самолета появились после того, как правый двигатель потерял газодинамическую устойчивость. За этим последовал помпаж, сопровождающийся выбросами пламени и хлопками, и из-за него, по всей вероятности, частично разрушилась турбина, обломки которой могли повредить топливопроводы. Для установления конкретной причины возгорания нужно дождаться итогов экспертиз, которые на данный момент еще не готовы. Но уже сейчас можно сказать, что через несколько минут после взлета воздушного судна во внутренних полостях гондолы и правого крыла транспортника начался сильный «керосиновый» пожар.

Подвела машина

Первыми, кто заметил огонь, были не сами пилоты, а диспетчеры аэропорта Кубинка, с которого вылетел аварийный борт, совершавший тренировочный полет перед показательными выступлениями. Экипажу доложили о нештатной ситуации, но к тому времени летчики уже были в курсе происходящего – зажглось оповещающее об опасности табло и сработала первая очередь системы пожаротушения. В гондолу двигателя была подана пена из огнетушителя, но результатов это не принесло. Затем экипаж задействовал вторую очередь системы пожаротушения, но с огнем справиться так и не удалось. По данным источников, это произошло, так как обе системы пожаротушения Ил-112В были рассчитаны прежде всего на тушение пожара в двигателях, поэтому пена в основном поступала в гондолу одного из них, а огонь уже успел распространиться на внутреннюю полость крыла.

Огнегасящий состав закончился, и у пилотов не было иного выбора кроме как вернуться на аэродром и запросить вынужденную посадку, что и было сделано. Эксперты обратили внимание на слаженность и оперативность действий экипажа. Командир отдал приказ второму пилоту заглушить горящий двигатель, а затем «флюгировать», то есть установить лопасти его воздушного винта по потоку, чтобы не возникало препятствий движению самолета.

Летчики сумели расположить рули и выбрать режим работы оставшегося двигателя так, что Ил-112В направился в сторону аэродрома почти идеальным прямым курсом. Скорее всего, самолет удалось бы посадить, но воздушное судно не выдержало.

600 градусов по Цельсию

По информации издания, пожар в полости правого крыла привел к повышению температуры до 600 градусов Цельсия, и после этого произошло разрушение дюралюминиевой тяги элерона. Критической для материала, из которого была изготовлена тяга, считается температура 650 градусов, но уже при 600 расплавилась трубка, удерживающая правый элерон в опущенном положении. Элерон, который должен был обеспечивать полет по прямой траектории, оказался в нейтральном положении и расположился вдоль плоскости крыла, из-за чего самолет накренился вправо и стал опускать нос. Поначалу крен нарастал медленно, но пилотам стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля, и шансов на посадку уже не остается: «Каким-то образом повлиять на поведение самолета летчики не могли; комментировать ситуацию они, видимо, тоже не посчитали нужным, поэтому просто молчали».

По теме

Как полагают члены экспертной комиссии, в подобной ситуации вывести самолет из крена не смог бы никто. По их мнению, причинами трагического авиаинцидента стали неподготовленность первого экспериментального образца Ил-112В к полетам и слишком поспешный ввод воздушного судна в строй.

Напомним, экспериментальный самолет потерпел крушение во время испытательного полета 17 августа. У транспортника загорелся правый двигатель. Пилоты попытались выправить воздушное судно при заходе на посадку, но машина резко накренилась, совершила переворот вправо, и после этого самолет врезался в землю. Он упал в лесополосе недалеко от поселка Никольское в Одинцовском районе Московской области – севернее Кубинки. Все, кто находился на борту Ил-112В, погибли. Командиром экипажа был Герой России Николай Куимов. Также в составе экипажа были входили летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев. Президент России Владимир Путин посмертно наградил их орденами Мужества.

Проблемный образец

Легкий транспортник Ил-112В создавался как замена устаревшим Ан-24 и Ан-26, причем планируется выпускать его в двух модификациях – коммерческой и военно-транспортной. Производителем данного воздушного судна выступает Воронежский авиазавод. «Первый номер», который был выпущен как экспериментальный образец, поднимался в воздух 23 раза, совершив, соответственно, 22 посадки. Как указали эксперты, практически все его рейсы продолжались около пяти минут, а в период с марта 2019 года по март 2021 года он не летал вообще, так как был выявлен ряд технических недоработок, и авиаконструкторы работали над их устранением. Наибольшее количество претензий возникло именно к двигателям ТВ7–117СТ, выпущенным АО «ОДК-Климов».

Но, вопреки имеющимся проблемам, Ил-112В все же решили продемонстрировать сначала на МАКС-2021, который состоялся в июле, а затем – на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021», проходившим 22-29 августа. Возможно, именно спешка оказалась тем самым фатальным фактором, определившим судьбу экспериментального образца и экипажа летчиков-испытателей. И лишь по относительно благоприятному стечению обстоятельств ЧП произошло в лесу, а не в парке «Патриот», над которым Ил-112В должен был совершить показательный полет.

Учтет ли все это комиссия Минпромторга, пока не понятно. По данным издания, участники расследования будут выяснять, не совершил ли экипаж ошибок в процессе захода на посадку.

Вице-премьер РФ Юрий Борисов прокомментировал ситуацию, заявив, что программу производства Ил-112В не планируется сворачивать, несмотря на катастрофу, поскольку в легком транспортном самолете есть необходимость.

Юрий Борисов: «К сожалению, случаются такого рода трагедии, и я думаю, что промышленность сделает соответствующие выводы, разберется в причинах, выработает необходимый комплекс мероприятий».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.09.2021 13:40
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх