Версия // Культура // «Игры разумов», «По воле божьей» и «Бладфест» обзор новинок кино этой недели

«Игры разумов», «По воле божьей» и «Бладфест» обзор новинок кино этой недели

18117

Профессор и безумец

Кадры к/ф «Игры разумов», реж. Пи Би Шерман
В разделе

Последняя неделя затишья перед майскими кинопремьерами предлагает вашему вниманию следующие новинки кино: биографическая детективная драма «Игры разумов», основанная на реальных событиях драма от Франсуа Озона «По воле божьей» и комедийный хоррор «Бладфест».

Игры разумов

(16+)

Реж. – Пи Би Шерман

В ролях – Мэл Гибсон, Шон Пенн, Натали Дормер, Джереми Ирвин, Стивен Диллэйн, Дженнифер Эль, Эдди Марсан, Стив Куган, Йоан Гриффит, Лоуренс Фокс

Производство – Ирландия

Биографическая историческая ирландская детективная драма от начинающего режиссера Пи Би Шермана. Оригинальное название фильма – «Профессор и безумец», а «Игры разума» - очередная потуга отечественных прокатчиков вызвать абсолютно неуместные ассоциации у незадачливого зрителя.

Действие фильма происходит в последней четверти XIX века в Англии. Перед членами Британской академии наук стоит колоссальная задача – составить новый словарь английского языка, который будет включать в себя все известные слова и выражения. Это, помимо всего прочего, должно упрочить колониальное влияние, а также принести хорошие барыши издателям. Подобные изыскания пробовались и ранее, но всегда терпели поражение. Академики решили обратиться к полиглоту, профессору Оксфордского университета и всесторонне развитому человеку Джеймсу Мюррею (Мэл Гибсон). Он с энтузиазмом берется за эту работу, предложив интересный способ сбора информации о малоизвестных и новых словах – каждый житель империи мог прислать ему письмо со словом и ссылкой на книгу-источник. По ходу работы Мюррей замечает, что наиболее активным помощником по переписке становится некто доктор Уильям Майнор (Шон Пенн), который, как выясняется позднее, находится на лечении в психиатрической больнице из-за тяжелых приступов паранойи и шизофрении, которые довели его до непредумышленного убийства.

В основу фильма легла книга Саймона Винчестера, которая, в свою очередь, базировалась на реальной истории сотрудничества незаурядного профессора Оксфордского университета с еще менее заурядным пациентом психиатрической лечебницы для особо буйных. Изначально режиссером планировал стать сам Мэл Гибсон, но впоследствии он передал это место сначала Фараду Сафиниа, и уже после начала съемок Пи Би Шерману. Доподлинно неизвестно, с чем были связаны эти перестановки, но, по-видимому, снять интересный фильм о том, как писали словарь – дело далеко не самое простое.

«Игры разумов» представляет собой неторопливую и размеренную до сухости историческую драму в чистом виде. Подобный фильм остался бы незамеченным, если бы не дуэт главных актеров – Мэла Гибсона и Шона Пенна. Оба бородатые и потрепанные (кто наукой, кто жизнью) герои являют собой два центра этой картины – эмоциональный и рациональный. Герой Гибсона – примерный семьянин, усердный трудяга, начитанный и эрудированный, верующий. Персонаж Пенна является его визави – эмоционально неустойчивый, атеист, шизофреник, убийца и психопат. Объединяет этих двух людей лишь одно – любовь к словесности и колоссальная база прочитанной литературы. Совместный труд сближает их, делает чуть ли не лучшими друзьями, но от безумия это не спасает. Актеры великолепно вписались в свои образы – Пенн аутентично отыгрывает как каталептические припадки своего героя, так и периоды душевного спокойствия и внутренние страдания. Его герой не должен вызывать сострадание, но к финалу его становится жаль.

Тема любви и раскаяния, преступления и наказания являются эмоциональным центром картины, непрерывно развиваясь вместе с основной историей. Хотя здесь сложно сказать, какая из сюжетных линий является основной, – как профессор писал словарь или же, как безумец искал спасения от своего недуга с помощью мыслительного кропотливого труда.

Эпикриз: Именно актерскими работами сильна эта лента, так как в остальном фильм является ничем непримечательным байопиком, который, как может, старается разукрасить пресную историю о написании английского словаря. Любителям тяжелых разговорных фильмов с минимумом экшна можно смело идти в кино.

По воле божьей

(18+)

Реж. – Франсуа Озон

В ролях – Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Эрик Каравака, Франсуа Марторе, Бернар Верле, Жозиан Баласко, Мартина Эрель, Элен Венсан, Франсуа Шатто

Производство – Франция, Бельгия

Европейская независимая драма от режиссера артхаусного французского кино Фрасуа Озона – создателя таких фильмов как: «8 женщин», «В доме», «Ангел», «Франц» и многих других. В основе сюжета лежит реальная история.

Действие фильма стартует во Франции в 2015 году. Главный герой – Александр (Мельвиль Пупо) – типичный представитель среднего класса, имеющий любимую жену и пятерых детей. Но призраки прошлого не отпускают Александра – он вспоминает, как в детстве до него домогался священник в католической церкви – отец Бернар Прейно (Бернар Верле). Он и по сей день, будучи семидесятилетним старцем, содержит приход в Лионе, неподалеку от дома Александра. Мужчина требует возмездия, но руководство церкви в лице кардинала старается всеми силами замять скандал. Тем не менее, к Александру в его борьбе за справедливость примыкают другие жертвы преподобного Прейно. Собравшиеся мужчины стараются предать этому делу как можно более резонансный вид, чтобы общественность обратила на это внимание, и виновный получил по заслугам.

«По воле божьей» является экранизаций реальной истории со всеми настоящими действующими лицами – Озон не стал изменять имена и фамилии главных героев. Три года назад журналистская драма «В центре внимания», казалось бы, красноречиво приоткрыла для мировой общественности истинный масштаб проблемы педофилии в рядах католических священников. Но по сей день попеременно в разных частях света открываются всё новые и новые дела о совращении несовершеннолетних божьими посредниками. Франсуа Озон решил нанести церкви еще один удар, изначально планируя снять документальный фильм. После он все же передумал, и снял игровое кино, но максимально приближенное к действительности. В отличие от того же «В центре внимания» основными действующими лицами здесь являются непосредственные жертвы развратных действий священнослужителя; режиссер уделяет гораздо больше времени тому, как сложилась их судьба. А она у трех центральных героев совершенно разная – кто-то научился не придавать этому большого значения, сумел завести семью и жить счастливо, а на ком-то тяжелые раны прошлого оставили неизгладимые шрамы. Но все они желают одного – возмездия и справедливости. И не животной, кровавой мести, а общественного признания этой проблемы, огласки, извинений от руководства церкви и, хотя бы, публичных извинений в случившемся. Озон демонстрирует, что нельзя молчать, бояться, стесняться или комплексовать; каждая жертва должна громко заявить о себе, чтобы преступник обрел заслуженное наказание. И преступник здесь, выходит, не столько конкретное лицо, сколько вся церковная иерархия.

С художественной стороны фильм получился достаточно медленной, мрачноватой и давящей зрителя собственной тяжестью драмой. Основу ленты составляют диалоги. На эмоции аудитории режиссер сильно не давит, его цель здесь – продемонстрировать, что молчание – не золото, а зло, влекущее за собою зло еще большее.

Эмоционального отклика фильм практически не вызывает, Озон не пытается выдавить из зрителя слезу или спекулировать на его чувствах. Фильм пересказывает реальные события, не углубляясь в драматургию. Сцены сексуального насилия также остаются за кадром, поэтому остается не вполне понятным возрастной рейтинг «18+». Хотя именно детям и подросткам надо четко понимать постулируемые фильмом истины - нельзя оставлять в секрете, если над тобой совершаются противоправные действия, нельзя хранить боль годами внутри себя - это может непоправимо изменить судьбу человека даже с самой сильной волей.

Эпикриз: Франсуа Озон снял фильм, который будет оставаться актуальным еще долгое время, как и его заокеанский оскароносный собрат по антиклерикальной теме «В центре внимания». Такие фильмы необходимы любому прогрессивному обществу. Но, само собой, широкий зритель обойдет картину вниманием, а в кино пойдут лишь любители европейского артхауса. Кстати, некоторые кинотеатры отложили выход этой картины до 29 апреля - в связи с православной Пасхой.

Бладфест

(18+)

Реж. – Оуэн Эгертон

В ролях – Робби Кей, Сейшелл Гэбриел, Джейкоб Баталон, Барбара Дункельман, Крис Дабек, Николас Рутерфорд, Тейт Донован, Оуэн Эгертон, Байрон Браун

Производство – США

Голливудская черная комедия от неизвестного режиссера Оуэна Эгертона – его дебютная полнометражная работа.

По сюжету Дакс (Робби Кей) – старшеклассник, чью мать много лет назад зверски убил психически неуравновешенный маньяк. С тех пор Дакс обожает смотреть фильмы ужасов, став настоящим гиком в этой области. Его отец (Крис Дабек) - влиятельный психиатр, не разделяет увлечение сына. Вместе с друзьями Дакс собирается посетить «Бладфест» - фестиваль хоррор-культуры под открытым небом, где соберутся сотни поклонников жанра и их кумиры. Невзирая на запрет отца, наш герой при помощи подруги все же попадает на «Бладфест», но гиковский фестиваль в одночасье становится ужасной ловушкой для всех посетителей, когда устроители открывают настоящую кровавую охоту на всех и каждого. Теперь Даксу и его приятелям понадобятся все знания о фильмах ужасов, чтобы уцелеть в этой мясорубке.

Оуэн Эгертон помимо режиссуры и написания сценария еще успел исполнить не большую, но важную роль в собственном фильме. Определенно, зачатки таланта у него имеются, но недостаток опыта сказался на не очень высоком качестве фильма.

«Бладфест» - это больше подростковый триллер с элементами черной комедии, который хочет поиронизировать над набившими оскомину клише и шаблонами современных (и не только) фильмов ужасов. Хочет, но не может. Фильм одновременно старается и высмеять устоявшиеся каноны жанра, пройдясь по известнейшим хоррор-франшизам, и в то же время сам является таковым. Так, к примеру, герои в одной сцене высмеивают и предугадывают жанровое клише, и оно тут же происходит. То ли режиссер старался соблюсти баланс хоррора и комедии, то ли не до конца понимал, что хочет сказать своим фильмом, но «Бладфест» неубедителен ни в качестве комедии (даже подростковой), ни в качестве фильма ужасов. Последнего здесь с одной стороны много – режиссер не поскупился на кровь, мясо и кишки попеременно отдавая честь той или иной франшизе, но все это нисколько не пугает. Благо, Оуэн Эгертон не использовал скриммеры – этот прием сходу выдает ленивого и творчески несостоятельного современного режиссера. Эгертон постарался до такого не опускаться, и на том спасибо.

«Бладфест» больше походит на сочинение- рассуждение хорошего знатока фильмов ужасов, который хочет сказать многое, но на деле толком не получается ничего внятного. Назвать это кино заурядным ужастиком нельзя – все же в потоке однотипных фильмов этого жанра «Бладфест» хотя бы запоминается потугами режиссера снять хоть что-то оригинальное.

В техническом плане сказывается недостаток бюджета – фильм выглядит дешево, что, в прочем, с одной стороны его даже красит – спецэффекты выполнены на натуре и без обильного использования компьютерной графики, кровь и части тел выглядят натурально, что роднит фильм с лучшими представителями жанра и отсылает к традициям старой школы.

Эпикриз: идти на «Бладфест» специально в кино мы точно никому советовать не станем. Разве что настоящие гики от хоррор-культуры могут посмотреть сие творение дома не в надежде получить очередную порцию адреналина, а в стремлении встряхнуть собственные познания и воспоминания о фильмах ужасов.

Подведем итоговую черту краткой информацией о кассовых сборах в России за прошедший уикенд: первое место смогла взять отечественная криминальная комедия «Миллиард». На втором оказалась американская подростковая мелодрама «После». Третьей также стал дебютант прошлой недели – голливудский хоррор «Проклятье плачущей».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2019 23:14
Комментарии 0
Наверх