Версия // Общество // Идеи аль-Фараби способны изменить сегодняшний мир к лучшему

Идеи аль-Фараби способны изменить сегодняшний мир к лучшему

7087

Второй учитель человечества

Круглый стол, посвящённый юбилею Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби
https://kazembassy.ru/
В разделе

27 октября по инициативе посольства республики Казахстан в России в формате видеоконференции прошёл научный «круглый стол» «Универсальная интеллектуальная модель аль-Фараби», посвящённый 1150-летнему юбилею одного из величайших мыслителей средневекового Востока – Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби.

Около трёх часов известные востоковеды и фарабиеведы из России, Казахстана и других стран говорили вкладе выдающегося учёного, философа, поэта, естествоиспытателя, математика и музыканта в мировую науку и о том, насколько его идеи свежи, актуальны и востребованы сегодня. Неслучайно в этом году под эгидой ЮНЕСКО юбилей аль-Фараби широко отмечается не только на его исторической родине в Казахстане, но и в самых разных уголках планеты.

«Пророческая» философия

Аль-Фараби считается одним из основоположников восточного перипатетизма (так называли учение Аристотеля из-за его привычки вести философские занятия во время прогулок, от от др.-греч. περι-πατέω - ходить кругом). Опираясь на труды Аристотеля, мыслитель разработал оригинальную мусульманскую философию, по праву получив почётное прозвище «Второй учитель человечества» (то есть второй после Аристотеля). Кроме философии и правоведения, он внёс существенный вклад в психологию и метафизику, космологию, алхимию и даже музыку. А самыми ценными, по мнению специалистов, являются его размышления о политике и государстве, или, как он сам писал, «о практическом применении философии». К примеру, общества он подразделял на «добродетельные» и «порочные», причём, последние делил ещё на три категории – «невежественные», «злые» и заблудшие». По мнению известного французского теолога Генри Корбина, «политические» идеи аль-Фараби следует понимать, как «пророческую философию».

До наших дней дошло около 200 трактатов аль-Фараби. Наиболее значительные его труды – «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга музыки». Сегодня копии его рукописей хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена.

Созидательная роль разума

Открывая «круглый стол», модератор встречи Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в России Ермек Кошербаев отметил, что выдающийся учёный опередил своё время на несколько столетий, в своих взглядах на обществознание, политику и философию во многом был первооткрывателем, неслучайно его блестяще выстроенная теория о развитии государства и другие идеи так актуальны сегодня. Эту мысль продолжил ректор Казахского Национального Университета (КазНУ) имени аль-Фараби, академик Галымкаир Мутанов.

«Аль-Фараби рассчитывал на созидательную роль разума, поскольку сила разума способна изменить мир к лучшему, восстановить нравственные и созидательные ориентиры. Разум является научным орудием победы добра в мире, поэтому для него формирование разумных граждан является делом первостепенной важности», – подчеркнул ректор КазНУ, напомнив, что сегодня человечество должно быть объединено одной целью – «улучшить мир настоящий».

Говоря об актуальности и востребованности учения аль-Фараби в ХХI веке (и тем более сейчас – в период мирового кризиса), академик Мутанов отвёл одну из важнейших ролей в «улучшении мира» – современным университетам. Именно они, по его мнению, должны не просто готовить специалистов в отдельных областях знаний, а формировать из них «разумных граждан-созидателей», воспитывать студентов «на основе интеграции знаний и духовности, в духе глобальной гражданственности».

По теме

Процитировав известное изречение аль-Фараби о том, что «знания без воспитания способны принести вред, а не пользу», ректор призвал своих университетских коллег готовить специалистов, формируя в них самые высокие человеческие качества.

Объединил религии

Специалист по классической арабо-мусульманской философии, профессор Института востоковедения РАН Тауфик Камель Ибрагим назвал аль-Фараби «первым крупным реформатором и модернизатором мусульманской мысли». По его словам, до него мусульманская культура жила изолированно от другой традиции мирового масштаба – от античной философии и науки.

«Благодаря гению аль-Фараби мусульманская культура поднялась на качественно новый уровень, поскольку именно в его системе заложен весь синтез античной философии и науки», – подчеркнул Тауфик Камель Ибрагим.

Одной из главных заслуг мыслителя доктор философии Института Востоковедения российской Академии наук назвал сформулированную аль-Фараби методологию, объединяющую все религии планеты. «Если бы мы ориентировались на это учение, сегодня не существовало бы многих конфликтов как внутри мусульманского мира, так между исламом и представителями других религий», – считает профессор Тауфик Камель Ибрагим.

В своём выступлении депутат сената парламента Казахстана от Туркестанской области Алимжан Куртаев напомнил, что аль-Фараби родился в городе Фарабе, который позже стал называться Отраром (в средневековье город был крупнейшим торговым, научным и культурным центром Востока), отсюда мыслитель начал свой путь к познанию мира и теперь занимает особое место среди уроженцев Казахстана. Сенатор рассказал, что сегодня в Отрарском районе работает «Музей духовности» имени аль-Фараби, каждые пять лет проводятся научные конференции, посвященные его наследию, в «Аллее славных предков», открывшейся в районном центре, возведён памятник учёному, его наследие изучается и является предметом гордости молодых казахстанцев. «Глубокое и всестороннее изучение трудов Аль-Фараби – требование времени», – уверен Алимжан Куртаев.

Часть культурного кода казахского народа

Известный тюрколог, арабист, переводчик средневековой восточной литературы Зифа-Алуа Ауэзова призналась, что говорить об аль-Фараби и тем более его преподавать – «огромный праздник для души и ума». Она отметила огромное влияние трудов учёного на развитие и становление философского дискурса в средневековой Европе «в то время, когда в ней господствовали схоластика, догматизм». Именно его труды, считает Ауэзова, дали мощный импульс развитию европейской философской мыли.

«Еще важно, что аль-Фараби выступал защитником принципа свободы человеческой воли, он считал, что благополучие как отдельного гражданина, так и государства зависят от процветания умозрительной науки, причём государь обязательно должен быть и пророком, философом, иметь способности правильно мылить, а каждый человек должен стремиться к познанию», – подчеркнула Зифа-Алуа Ауэзова, заметив, что интеллектуальное наследие мыслителя до сих пор дожидается своих исследователей и перед ними стоит важнейшая задача составления более ясных комментариев к его текстам, а «для этого нужно до глубины проникнуть в суть его трактатов, заложенных в них идей и концепций».

Заведующая отделом философии Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки министерства образования РК Галия Курмангалиева высказала мысль, что наследие аль-Фараби – неотъемлемая часть культурного кода казахского народа: «Это не только историческое звено этого кода, идеи аль-Фараби сами обуславливают национальный код казахстанского общества». По её мнению, модернизация современного Казахстана исходит из того, что казахская национальная культура и её язык лежит в основе будущего продвижения общества. «И в этом смысле, – заявила Галия Курмангалиева, – изучение трудов мыслителя необходимо для понимания сущности казахстанской идентичности. Ещё для нас очень важно понять нашу духовную общность, потому что мы существуем на едином территориальном пространстве, называемом Евразия, где славянские и тюркские народы живут в длительной исторической связи и у них много общих корней».

«Аль-Фараби должен стать духовным учителем»

В своём выступлении известный кинорежиссёр, генеральный директор компании «Казахфильм», автор фильма об аль-Фараби Сергей Азимов напомнил, что в 2020 году мировое сообщество отмечает юбилеи двух философов – уроженцев Казахстана – Абая Кунанбаева и аль-Фараби. «Если о философии и поэзии Абая прямо можно сказать, что казахстанского общества – это «наше всё», то популяризация идей и трудов аль-Фараби – это работа предстоящих времён», – заметил режиссёр, выразив надежду, что изучение интеллектуального и духовного наследия аль-Фараби будет иметь необратимый характер и не ограничится лишь празднованием его юбилея.

«Выскажу своё мнение: казахстанская национальная идея – в популяризации этих двух философов-интеллектуалов. Нужно проделать умную, правильную работу, чтобы аль-Фараби стал духовным учителем современного казахстанского народа. Очень надеюсь, что открытие аль-Фараби – впереди», – добавил Сергей Азимов.

Подводя итоги «круглого стола», Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в России Ермек Кошербаев поддержал высказанное в ходе встречи предложение учредить специальную стипендию имени аль-Фараби для молодых учёных, изучающих и популяризирующих наследие мыслителя и пообещал подобные научные дискуссии в будущем сделать традиционными.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.10.2020 16:34
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх