Версия // Общество // Гибель 14 гидронавтов – трудновосполнимая потеря для страны

Гибель 14 гидронавтов – трудновосполнимая потеря для страны

26200

Трагедия секретного флота

В разделе

Мало кто знает, что есть такая военная специальность – гидронавт. Профессия «штучная», гидронавтов меньше, чем космонавтов. Гидронавты – это экипажи специальных атомных подводных лодок, работающие на глубинах в несколько километров, решая там специфические задачи.

Арбатский флот

Начиная с 60-х годов ХХ века, развитые государства получили возможность работать на больших глубинах. Первые попытки проникнуть в гидрокосмос были предприняты на достаточно простых привязных батискафах еще в 30-50 годах. Но в них наблюдатели могли смотреть только в небольшие иллюминаторы и выполнять простые операции с помощью ручных манипуляторов. Задачи же, которые необходимо было решать, требовали другого технического обеспечения. Этой проблемой занялись в США и Советском Союзе. В СССР первенцем стал комплекс «Архипелаг» (название опытного образца) - «Селигер» (название серийных образцов). Комплекс состоял из цилиндрической «бочки» - станции с экипажем из 3 человек и специально модернизированной дизель-электрической подводной лодки проекта 611. В походном положении «Селигер» был пристыкован к днищу подводной лодки. После выхода в район поиска, «Селигер» отстыковывался от подводной лодки и на длинном тросе, закрепленном на подводной лодке, парил над океанским дном. Гидронавты решали поставленные задачи. Эта система стояла на вооружении в 70-80-е годы ХХ века. 1 июля 1975 года для обслуживания комплекса «Селигер» и испытания отдельных конструкций будущих глубоководных средств, в Кронштадте был сформирован 160-й отдельный дивизион подводных лодок специального назначения. В дивизион вошли 3 «Селигера», подводные лодки БС-69, БС-91(обе лодки проекта 611П) и БС-82 (проект 611РК). Дивизион напрямую подчинялся Москве. В 1986 году дивизион был расформирован. До наших дней сохранился один «Селигер», который, как памятник, установлен в Кронштадте.

До наших дней сохранился один «Селигер», который, как памятник, установлен в Кронштадте
До наших дней сохранился один «Селигер», который, как памятник, установлен в Кронштадте

Наши заклятые «друзья» тоже очень активно занимались этой тематикой. В свое время прогремели две истории. В Баренцевом и Охотском морях обнаружили шпионские модули. Они записывали всю передаваемую информацию по подводным кабелям связи Северного и Тихоокеанского флота. Модули изъяли. Поставила их американская атомная разведывательная подводная лодка «Халибат» USS Halibut SSGN-587. СССР ответил симметрично. Т.к. система «Селигер» имела целый ряд недостатков – не надо забывать, что она была создана в конце 60-х годов – в частности, она была буксируемой, было принято решение о создании целого ряда специальных небольших атомных подводных лодок. Решать они должны были специфические задачи. Как писал военный гидронавт Владимир Ашик, задачей его коллег был «сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники после испытаний или аварий». Эти атомные лодки не имеют привычного вооружения - ракет, торпед, мин. Они предназначены для других задач. И названия у них другие. Если боевые лодки – не важно, атомные или дизель-электрические - имеют в тактическом номере буквы К (крейсерская), Б (большая) или С (средняя), то эти лодки обозначаются буквами АС (атомные станции). Все они входят сейчас в состав 29-ой отдельной бригады подводных лодок Северного флота. Эти лодки имеют ранг «атомных глубоководных станций 1 ранга». В настоящее время службу несут подводные лодки проектов 1851 шифр «Палтус» (АС-21, АС-35), 1910 шифр «Кашалот» (АС-13, АС-15, АС-33) и 10831 шифр «Калитка» (АС-12). Последняя лодка широко известна как «Лошарик». Это прозвище она получила еще на стапелях Севмаша. Дело в том, что лодки АС работают на огромных глубинах в несколько километров и прочный корпус у них выполнен в виде сферы. У «Лошарика» прочный корпус состоит из нескольких сфер, соединенных переходами. Когда лодка стояла на стапеле без внешнего корпуса, она очень напоминала героя известного мультфильма – лошадку Лошарика. Так глубоководный разведчик стал называться ласковым именем.

По теме

Эти лодки имеют одну особенность. Поскольку они предназначены для работы на дне океана, их конструкция не подразумевает длительных океанских переходов. А работают они буквально везде. Для доставки их в любую точку Мирового океана используются носители – большие атомные подводные лодки, переделанные из ракетоносцев. Это лодки разных проектов, после переоборудования они получали тактический номер с буквами БС. За весь период работали КС - 86, БС - 411 «Оренбург», БС- 138 «Оренбург 2», БС-64 «Подмосковье». Последние две являются носителями АС в настоящее время. Они доставляют пристыкованную лодку в нужный квадрат Мирового океана. АС отстыковывается и начинает автономно решать поставленную задачу. После её выполнения лодки стыкуются, и БС доставляет АС в базу.

Все эти лодки подчиняются не военно-морскому флоту – хотя и несут военно-морской флаг – а одному из главных управлений Министерства обороны: Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ). В состав флота ГУГИ входят и специальные надводные корабли для подводных работ – от больших для работы в океанах до небольших для работ в закрытых морях. Всего во флоте ГУГИ порядка 15 надводных кораблей. Командует ГУГИ вице-адмирал Герой России Буриличев Алексей Витальевич. Поскольку руководство находится в Москве, флотские остряки называют корабли ГУГИ «арбатским флотом».

Источник: https://hi-news.ru/weapon/tragediya-na-podvodnoj-lodke-kak-ustroeny-bs-136-orenburg-i-as-12-losharik.html

Источник: https://sdelanounas.ru/blogs/98680/

История ГУГИ началась в 1965 году, когда было создано подразделение, несколько позже названное 19-м центром Министерства обороны. Именно его офицеры явились инициатором разработки комплекса «Селигер». Позднее, 19-й центр был переформирован в ГУГИ. Чем занимается Главное управление глубоководных исследований – тайна за семью печатями. Можно только предположить, что АС и надводные корабли ищут стратегические подводные кабели связи, определяют их точное положение, чтобы в случае начала войны перерезать их. Вероятно, они вычисляют местонахождение американской системы SOSUS, с тем, чтобы нейтрализовать её в случае начала боевых действий. Это очень опасный враг для нашего подводного флота. SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая Система Наблюдения) – глобальная система гидрофонов, установленных во всех океанах планеты для отслеживания перемещений подводных лодок. Также вероятно, они собирают попадающие на дно океана после испытаний части морского и авиационного оружия. Весьма вероятной задачей ГУГИ является установка прослушивающей аппаратуры на линии связи наших вероятных противников. Процент количества Героев Советского Союза и Российской Федерации среди личного состава ГУГИ едва ли не выше, чем среди личного состава отряда космонавтов. Причины награждения не разглашаются.

Еще одна задача ГУГИ заниматься наукой – гидрологией и гидрографией. Гидрография для флота – это все равно, что картография для сухопутных войск.

Работа ГУГИ высоко оценивается военным и политическим руководством страны. 10-й отряд гидронавтов (ОГ) Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России наградили орденом Нахимова. Одну из высших российских военных наград офицеры-подводники, работающие на атомных глубоководных станциях (АГС) и батискафах на глубинах в несколько тысяч метров, получили за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения государственных задач.

Трагедия

1 июля 2019 года в Баренцевом море недалеко от Кольского полуострова произошла авария на одной из лодок АС. 2 июля Министерство обороны выпустило короткий пресс-релиз, в котором сообщалось о 14 погибших подводниках с научно-исследовательского глубоководного аппарата ВМФ России. Он проводил батиметрические измерения в российских территориальных водах. Лодка уцелела и находится на базе ВМФ в Североморске. Президент во время встречи с Министром обороны озвучил, что из 14 погибших моряков семь были капитанами первого ранга и двое – Героями России. С.К. Шойгу во время первой пресс-конференции в Североморске сказал, что пожар возник в одном из отсеков. Моряки в первую очередь эвакуировали «гражданского представителя промышленности», задраили за ним люк, чтобы огонь не распространялся дальше, «а сами до конца боролись за живучесть корабля». Часть экипажа, по словам Шойгу, удалось спасти. По разным данным, это 4 или 5 человек, которых доставили в госпиталь Североморска. Пресс-секретарь Президента Песков заявил, что все материалы расследования являются секретными и их результаты озвучиваться не будут. Губернатор Санкт-Петербурга подтвердил информацию интернет-издания «Фонтанка» о том, что погибший экипаж прибыл для участия в этом походе из Санкт-Петербурга. «Фонтанка» сообщает, что в Петергофе находится одна из частей ГУГИ. Офицеры из неё участвуют в миссиях АС. Вот и вся официальная информация, озвученная министерством обороны за эти три дня. Есть еще одна, «почти официальная» информация. Сразу после происшествия Путин и Трамп срочно встречались со своими министрами обороны.

По теме

Вся остальная информация стала появляться из различных источников в интернете. Попробуем обобщить и проанализировать её. Сайт РБК сразу объявил, что пожар случился на АС-12 «Лошарик». Несколько информационных агентств, ссылаясь на анонимные источники в Североморске объявили, что пожар случился не на АС, а на БС-64 «Подмосковье». Информационное агентство «СеверПост» нашло свидетелей-рыбаков, которые видели в районе Ура-губы аварийное всплытие атомной подводной лодки в одном из заливов Кольского полуострова. Однако, поскольку не было видно следов дыма, агентство предположило, что аварийно всплыл носитель – БС-64 «Подмосковье». В интернете появилась информация о том, что якобы российская сторона проинформировала власти Норвегии об аварии на атомной подводной лодке. Сразу же последовали опровержения. Появились фамилии якобы погибших моряков.

Обобщив всю информацию, можно предположить следующее. Вероятнее всего, АС проводило тестирование техники перед походом, возможно, сдавали курсовые задачи. Также вероятно, что АС была не одна, а работала в паре со своей БС. Какая конкретно лодка пострадала, достоверно не известно. Упоминание РБК о АС-12 – не доказательство. Просто «Лошарик» участвовал и в гражданских программах на Северном полюсе и его название на слуху. Все чаще упоминается, правда не официально, АС-31.В разных источниках лодка проекта 10831 имеет номера АС-12 и АС-31.

В пользу версии о проверке или тестировании техники говорит тот факт, что Шойгу упомянул представителя промышленности, которого эвакуировали из горящего отсека. Как правило, представители промышленности выходят в море на боевых кораблях, чтобы проверить работоспособность техники после каких-либо доработок.

Я думаю, что, несмотря на секретность, через некоторое время информация о том, что же все-таки произошло, просочится в Интернет. А пока, официальная новость последнего часа. Министр обороны провел в Североморске совещание с представителями организации – разработчика проекта. Шойгу поставил задачу, как можно быстрее ввести АС в строй.

Министерство обороны опубликовало список погибших офицеров:

1. Герой Российской Федерации, капитан 1 ранга Долонский Денис Владимирович

2. Герой Российской Федерации, капитан 1 ранга Филин Николай Иванович

3. Капитан 1 ранга Абанкин Владимир Леонидович

4. Капитан 1 ранга Воскресенский Андрей Владимирович

5. Капитан 1 ранга Иванов Константин Анатольевич

6. Капитан 1 ранга Опарин Денис Александрович

7. Капитан 1 ранга Сомов Константин Юрьевич

8. Капитан 2 ранга Авдонин Александр Валерьевич

9. Капитан 2 ранга Данильченко Сергей Петрович

10. Капитан 2 ранга Соловьев Дмитрий Александрович

11. Подполковник медицинской службы Васильев Александр Сергеевич

12. Капитан 3 ранга Кузьмин Виктор Сергеевич

13.Капитан 3 ранга Сухиничев Владимир Геннадьевич

14. Капитан-лейтенант Дубков Михаил Игоревич

Вечная память героям-гидронавтам.

По материалам открытой печати

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.07.2019 13:55
Комментарии 0
Наверх