Версия // Общество // Флот речных судов в России увеличился, но цены на круизы продолжают расти

Флот речных судов в России увеличился, но цены на круизы продолжают расти

2113

В большое плавание

Флот речных судов в России увеличился, но цены на круизы продолжают расти
(фото: PxHere)
В разделе

На фоне рекордно высоких прошлогодних продаж речных круизов организующие такие поездки компании запустили в навигацию еще 17 теплоходов, однако, вопреки ожиданиям, это не привело к снижению цен. Наоборот, круизы даже подорожали – рост составил 10-12%. Впрочем, спрос тоже увеличивается: согласно оценке операторов, по итогам сезона прирост достигнет 15-20%. Компании предлагают новые маршруты, организуют туры «только для взрослых», а также стремятся привлечь более молодую целевую аудиторию.

После начала спецоперации и введения антироссийских санкций многие россияне отказались от отдыха за рубежом – Италия, Испания, Франция, Греция и некоторые другие страны оказались недоступны из-за ограничений, а Турция, Египет и Кипр сильно подорожала. Поэтому они заинтересовались вариантами проведения отпуска в России. Один из них – речной круиз: в прошлом году рынок таких поездок вырос на беспрецедентные 35% и достиг 25 миллиардов рублей. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на представителей сервиса «Круиз.Онлайн». Расширению соответствующего сегмента способствовал не только приток новых туристов, но и запуск премиум-туров и маршрутов, которые раньше не предлагались. В частности, как следует из рейтинга, подготовленного Ассоциацией туроператоров России (АТОР), в 2022 году лидером среди самых дорогих туров стал 12-дневный тур по Енисею на теплоходе «Максим Горький». Круиз обошелся компании из семи человек в 3,6 миллиона рублей. К слову, в этом году каюта на этом теплоходе на 11 ночей обойдется в сумму от 537 тысяч рублей. В стоимость включены трехразовое питание, проживание в комфортабельных каютах, а также обширная экскурсионная и развлекательная программа. В речной порт Красноярска, точку отправления круиза, добираться предстоит самостоятельно. При желании из аэропорта и обратно можно заказать трансферы.

Во многом на ситуацию с круизами повлияла программа туристического кешбэка, которая подогрела тренд на внутренний туризм, в том числе, круизы – Ростуризм закрыл ее в прошлом году досрочно. У туристов за счет нее была возможность вернуть 20% от стоимости поездки, и это помогло операторам поддержать спрос на недешевые туры, особенно в низкий сезон – весной и осенью. А запуск дополнительного этапа продаж туров с кешбэком привел к увеличению числа бронирований в семь раз.

+17

В 2023 году предложение круизных туров значительно возросло. В частности, пять крупнейших игроков рынка круизов, компании «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Созвездие», «Донинтурфлот», «ВолгаWolga», нарастили флот на 30%. Задействовать дополнительные суда они решили как раз на фоне прошлогоднего скачка спроса.

К примеру, у «Донинтурфлота», базирующего в Ростове-на-Дону, в этом году по рекам курсируют все десять судов – в прошлом году компания использовала только пять из них. «ВодоходЪ» тоже вывел пять дополнительных теплоходов. «Моструфлот» пополнил круизный флот еще тремя судами. Круизная компания «Созвездие» вывела в первый круиз новый теплоход «Огни большого города» – его построили в Нижнем Новгороде. В общей сложности на российских реках в 2023 году работает 103 круизных судна – это на 17 больше, чем год назад. Преимущественно это люксовые теплоходы – такое судно представляет собой своеобразный плавучий отель, рассчитанный на 200-250 персон. Ранее многие из них использовались для обслуживания иностранцев – в основном зарубежные гости из Европы, Америки и Азии были склонны выбрать круиз, предполагавший обслуживание премиального уровня и предельно простой маршрут, например, с остановками в таких местах как Москва или Санкт-Петербург.

По теме

Круизы встали на паузу, когда началась пандемия коронавируса. Контакты с иностранцами, составляющими основную целевую аудиторию, сильно сократились, а масштабные противоэпидемические ограничения в целом ограничили туризм. Сейчас теплоходы наконец снова вернулись на воду. Правда, теперь операторам нужно ориентироваться на российских туристов – их запросы, интересы и, что немаловажно, финансовые возможности сильно отличаются.

Туроператор Fun & Sun ранее занимался продажей речных туров, но в 2023 году решил вместе с компанией «ВодоходЪ» запустить круиз под своим брендом. Поездки выполняются на теплоходе «Нижний Новгород», который был комплексно обновлен в 2019 году и с тех пор не выходил на воду. Предполагается, что в этом году судно перевезет 5000 пассажиров. Уже на сегодняшний день продано 65% мест до конца сезона.

Отель на воде

Возросшее предложение способствовало размыванию спроса – в результате выхода на реки новых судов загруженность теплоходов уменьшилась примерно на 10%. В прошлом году все туры на летний период были проданы еще в июне, а сейчас все еще остается возможность выбрать круиз на оставшиеся летние даты. Замедлился и прирост в продажах: в этом году он составляет 10-15%, а в прошлом достигал 30-35%. Как указывают игроки рынка, продажи просели не только по причине вывода дополнительных теплоходов, но и в связи с отсутствием программы туристического кешбэка. Из-за отсутствия скидки круиз обходится значительно дороже, и не каждый путешественник готов себе это позволить. Наибольшим спросом пользуются круизы выходного дня или непродолжительные туры, рассчитанные на 4-6 дней.

Впрочем, рост все равно сохраняется – этому способствует нестабильность в сфере выездного туризма. Падающий рубль и различные неблагоприятные ситуации на зарубежных курортах, а также сложности с оформлением визы заставляют россиян отказываться от традиционного летнего отпуска на море и искать альтернативу дома, в качестве которой вполне может выступить круиз.

Туры, которые приходятся на самые популярные месяцы, прибавили в цене 10-12%. В частности, круиз с премиальным сервисом будет стоить пассажиру в среднем около 10-25 тысяч рублей за день по тарифу «все включено». Все зависит от даты, размещения и продолжительности поездки. Как пример – круиз на теплоходе «Лебединое озеро» из Москвы в Санкт-Петербург, предполагающий заход на острова Валаам и Кижи, продолжительностью в 14 дней, будет стоить 534 тысячи рублей, если каюту занимают два человека, при условии размещения в полулюксе с балконом. Это около 38 тысяч рублей в день на двоих или 19 тысяч рублей в день на одного человека. Таким образом, круиз по России выглядит как довольно дорогое удовольствие.

Смена вектора

Если сравнивать с показателями 2019 года, число туристов, выбирающих круизы, выросла с 400 тысяч человек до 600 тысяч. По прогнозам экспертов, по итогам текущего года «речной» турпоток увеличится не менее чем на 10%, а оборот рынка прибавит 20% и дойдет до 30 миллиардов рублей.

Изначально круизы расценивались как отдых для пожилых людей, но за последние годы аудитория помолодела. Раньше среднестатистическим туристом, отправлявшимся в речной круиз, была 55-летняя женщина из столичного региона, а теперь средний возраст путешественников составляет 45 лет. Многие отправляются в поездки всей семьей, с детьми. И 50-70% тех, кто однажды выбрал речной круиз для отдыха, возвращаются снова.

Впрочем, все еще немало тех, кто рассматривает круизы как досуг для пенсионеров. Операторов это не устраивает, и они делают все возможное для привлечения более молодых туристов, предлагая различные акции молодоженам или семьям с детьми. Соответствующим образом меняются и развлекательные программы – для путешественников устраивают квесты, спа-процедуры, тренинги, интерактивные экскурсии, а не танцы под баян, с которыми ассоциируется круиз советского времени. Новая направленность пользуется большим спросом у отдыхающих в возрасте 30-40 лет.

По теме

У многих отдыхающих в настоящее время есть запрос на поездку в тишине, без детей, и специально для них некоторые операторы организовывают туры исключительно для взрослых. В программу развлечений в таких круизах добавляют, например, дегустации алкогольных напитков. Как отмечают компании, предложения пользуются спросом, и билеты в подобные поездки быстро раскупаются.

Зарубежные морские круизы

Кстати, интересно, что, если ориентироваться на сайты агрегаторов, предлагающих для бронирования морские круизы, из их информации следует, что поездка продолжительностью в 11 ночей обойдется туристу дешевле, чем недельный речной тур по России. В частности, цена на круиз по маршруту Генуя – Марсель – Рим (Чивитавеккья) – Катаколон – Ираклион – Суэцкий канал –Акаба – Шарм-эль-Шейх – Хургада составит порядка 55 тысяч рублей вместе с портовыми сборами. По минимуму это всего 5 тысяч рублей в день. Дороже всего на лайнере будет стоить каюта сьют или с балконом. Через Средиземное море проходят и другие популярные круизные туры, например, с выходом из Бари, и не только. Среди точек отправления – Португалия (Лиссабон), ОАЭ (Абу-Даби), Тунис, Турция (Стамбул), Италия (Венеция), Испания (Валенсия, Аликанте), Израиль (Хайфа).

А новогодние каникулы на круизном лайнере, маршрут которого выглядит следующим образом: Барселона – Марсель – Генуя – Леричи (Специя, Флоренция) – Неаполь – Пальма-де-Майорка – Барселона, обойдутся в сумму от 84 тысяч руб. – это за 10 дней, включая день отправления и прибытия. То есть, получается около 8,5 тысячи рублей за день.

Октябрьское десятидневное путешествие из Гамбурга в Роттердам будет стоить около 40 тысяч рублей по минимальному тарифу. Чуть дороже круиз обойдется в том случае, если к маршруту добавятся такие порты как парижский Гавр и лондонский Саунтгемптон. Разумеется, каюта и здесь влияет на цену.

До объявления санкций россияне часто отправлялись в круиз по Северной Европе. В маршруты входили Швеция, Норвегия или Финляндия, а также страны Прибалтики – например, круиз Рига – Стокгольм или Таллин – Хельсинки: день туда, день обратно. Сейчас их доступность для путешественников из РФ существенно упала, так как получить визы в ту же Эстонию или Латвию крайне проблематично, хотя сама поездка на лайнере обойдется не слишком дорого.

Круизы из США – например, с пунктом отправления Нью-Йорк или Майами – тоже заслуживают внимания, но еще более недоступны. Даже если закрыть глаза на трудности с получением визы, к стоимости собственно круиза на лайнере (в условиях падающего рубля) нужно добавить авиабилеты и прочие сопутствующие расходы – сумма получится неподъемной.

Немало предложений можно найти на сайте MSC Cruises: там цены указаны в евро. Среди направлений, круиз по которым можно выбрать в настоящее время – Северная Европа, Карибский бассейн, Южная Америка, Средиземноморье, Африка, различные порты Азии и так далее. Флот MSC Cruises включает 22 круизных лайнера, в том числе, MSC Poesia, MSC Magnifica, MSC Splendida и MSC World Europa с бассейном, ресторанами, барами, зонами отдыха, панорамным лифтом и другими удобствами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2023 13:36
Комментарии 0
Наверх