Версия // Конфликт // Что осталось за кадром в истории с пенсионеркой на носилках в отделении «Почта Банка»

Что осталось за кадром в истории с пенсионеркой на носилках в отделении «Почта Банка»

9533

За хайпом на носилках


(фото: vk.com/pochtabank)
В разделе

В ситуации с пожилой женщиной на носилках сотрудники банка оказались между молотом и наковальней. С одной стороны – закон, с другой – странные действия родственников клиентки. У части наблюдателей тут же возник вопрос: неужели организовать спецтранспорт для лежачего больного в России проще, чем получить одну бумажку у нотариуса? Насколько можно судить, именно это сотрудники банка и предлагали сделать родным пенсионерки. Устраивать жесткое шоу они вовсе не требовали. Так для чего понадобилось разыгрывать этот спектакль и травмировать пожилого человека?

Жители города Энгельс Саратовской области опубликовали на Youtube видео, которое шокировало многих пользователей сети. 74-летнюю женщину с переломом шейки бедра привезли в банк родственники. Они хотели получить справку по её счёту, что якобы оказалось невозможным без личного присутствия самой клиентки.

И вот, зять пожилой женщины заказал в центре соцобслуживания машину с носилками и повёз тёщу в отделение банка. Там, в свою очередь, будто бы не работала кнопка вызова сотрудника, который должен помогать маломобильным посетителям. В общем, выглядело всё это, как очередная история о неготовности учреждений обслуживать людей с особыми потребностями.

Похожие ситуации возникают в самых разных городах страны едва ли не ежедневно. Если человек не может самостоятельно передвигаться, он практически полностью выпадает из жизни. И чем дальше от Москвы и Петербурга, тем острее эта проблема: нет ни пандусов, ни социальных работников, ни человеческого отношения со стороны разного рода администраторов. Однако при более детальном изучении случай в Энгельсе всё же выглядит особенным.

Между двух огней

Сотрудники банка говорят, что в реальности эта история началась за несколько дней до появления шокирующего видео в соцсетях. В отделение пришла некая женщина, которая хотела получить информацию о движении средств по счёту пожилой клиентки. Посетительница сказала, что является её дочерью. Однако нотариальную доверенность она не предъявила, и потому получила отказ в предоставлении данных.

«Почта Банк» не даёт информацию третьим лицам о счетах своих клиентов, поскольку это может быть связано с мошенническими действиями, – сказал журналистам представитель кредитного учреждения. – Действия любого банка в таких ситуациях направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить сохранность денег клиентов».

Он добавил, что только в 2020 году сотрудники отделений «Почта Банка» по всей стране столкнулись с более чем 2 тыс. случаями, которые можно расценить, как попытки третьих лиц получить доступ к средствам на счетах клиентов либо информации о состоянии счётов. По сути, были предотвращены две тысячи преступлений.

Кто-то может сказать, что в данном конкретном случае речь идёт всего лишь о справке, а не о деньгах. Но если мошенникам станут доступны сведения о состоянии счёта, они могут легко втереться в доверие к своей потенциальной жертве, особенно – пожилому человеку, и вынудить её перевести все свои средства на чужой счёт.

Поскольку человек вроде бы добровольно отдаёт свои деньги, расследовать такие преступления невероятно сложно. Цифры говорят сами за себя: в 2020 году объём средств, похищенных с банковских счётов россиян достиг 66 млрд рублей – в десять раз больше, чем в 2019 году. Чтобы защитить накопления пожилых и доверчивых граждан, некоторые банки и вовсе блокируют все их подозрительные операции.

Словом, ни в одном банке невозможно представить ситуацию, когда человеку с улицы предоставляют выписку по чужому счёту. А если такое и случается, то это должно быть квалифицировано по ст. 183 УК РФ (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Санкции по данной статье предусматривают от 3 до 7 лет лишения свободы.

По теме

Должны ли были сотрудники «Почта Банка» в Энгельсе нарушить федеральный закон и внутренние регламенты своей организации? Понятное дело, – нет. Но были ли какие-то другие варианты решения этой проблемы, которые бы избавили пенсионерку с переломом от поездки в офис?

Представители банка говорят, что родственникам пожилой клиентки предложили несколько способов решения этой ситуации: первый – оформить нотариальную доверенность (нотариуса можно вызвать на дом), второй – установить ей мобильное приложение банка, чтобы получить информацию по счёту самостоятельно. По-видимому, ни один из этих вариантов не устроил родственников женщины. Насколько можно судить по содержанию скандального видеоролика, зять пенсионерки требовал, чтобы банк организовал выезд сотрудника на дом – как-никак договоры с клиентами на выезде он оформляет.

В «Почта Банке» в ответ на это говорят, что идентификация клиента с выдачей справки на бланке не может быть осуществлена на дому в силу технических ограничений. Вариант с мобильным приложением, очевидно, оказался неприемлемым для клиентки, поскольку справка нужна была ей для предъявления в Федеральную службу судебных приставов. Ранее она попала в трудную жизненную ситуацию: приставы заблокировали пенсионную карту женщины из-за долгов её сына, умершего пять лет назад. Без справки приставы списывали с её карты всю пенсию. От оформления доверенности семья по каким-то причинам отказалась.

Что касается кнопки вызова сотрудника в отделении «Почта Банка» в Энгельсе, то, по словам собеседника, она находилась в исправном состоянии. У посетителей могло возникнуть противоположное впечатление в силу эмоционального накала ситуации, а также потому что звуковой сигнал слышен только внутри офиса. «В произошедшей ситуации сотрудник банка отреагировал на вызов и вышел к клиенту в течение одной минуты», – сказал представитель «Почта Банка» корреспонденту «Версии». По его словам, банк уделяет большое внимание пенсионерам, работают бесплатные линии поддержки по медицинским, социальным и юридическим вопросам, отделения оборудованы кнопками вызова работника, пандусами, в некоторых случаях – съемными, клавиатура банкоматов содержит шрифт брайля.

«Для нас пожилые люди очень важные клиенты и представить раньше, что такое вообще может случиться, было невозможно. Я ставлю на место этой бабушки свою маму и становится не по себе. В первую очередь хочется сделать так, чтобы родным было спокойно, чтобы мы, молодые, делали как можно больше добра тем, кто нас вырастил. Во избежание повторения подобных ситуаций мы разместим на сайте и в отделениях памятку, как можно решить вопросы по операциям со счетами родственников, которые не могут в силу обстоятельств посещать банк. Мы готовы повсеместно помогать их близким, чтобы такого никогда не происходило, не страдали наши бабушки и дедушки», – добавил сотрудник пресс-службы.

По большому счёту, у каждой из сторон этой истории своя правда. Одна оценивает её с точки зрения комфорта и морали, которая имеет дело с конкретным человеком. Вторая – с точки зрения безопасности и права, которое одинаково для всех. При этом, судя по той самой видеозаписи, сотрудники банковского отделения были не меньше других шокированы тем, что родные решили привезти больного человека на носилках, вместо того чтобы оформить для него доверенность и не посещать банк такой компанией. Мы же можем лишь констатировать, что абсолютно каждая из сторон этого конфликта в своих действиях должна была руководствоваться интересами пожилой травмированной женщины.

Кстати

Если верить соцопросам, то ещё до начала пандемии больше половины жителей России перевели свои отношения с банками в режим онлайн. При этом крупнейшие кредитные учреждения страны всё чаще мелькают в новостях в связи с курьёзными происшествиями в их офисах. Например, в августе прошлого года шутник в костюме грабителя из сериала «Бумажный дом» заявился в отделение банка, чтобы «проверить» реакцию служащих. Ранее в другое отделение того же банка пришла абсолютно голая клиентка, которой, впрочем, не стали отказывать в обслуживании. Получив деньги в кассе, экстравагантная дама покинула здание.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2021 10:58
Комментарии 0
Наверх