Версия // Власть // Чиновники федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству уступили афганское небо американцам

Чиновники федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству уступили афганское небо американцам

6001

Невертушка

В разделе

Как сообщило ТАСС со ссылкой на главу командования сухопутных войск США, отвечающего за оказание военной помощи другим странам, генерал-майора Стивена Фармена, Пентагон планирует полностью заменить вертолёты российского производства в Афганистане американскими UH-60 Black Hawk. Замена будет произведена в течение ближайших трёх-пяти лет. Первые вертолёты уже поступили в Афганистан, на них будут переучивать афганских лётчиков.

О том, что российская система военно-технического сотрудничества (ВТС) своими действиями теряет для России выгодный рынок, «Наша Версия» писала ещё в конце 2016 года. Сейчас это предсказание сбылось: процесс замены российских вертолётов американскими запущен. К сожалению, за прошедший год российская система ВТС так и не смогла организовать достойный вертолётный сервис для американцев. Итог закономерен – нелетающие вертолёты никому не нужны.

А ведь как прекрасно всё начиналось! В июне «РИА Новости» сообщило, что чешское предприятие «ЛОМ-Прага» и «Рособоронэкспорт» (РОЭ) в 2016 году выиграли тендер НАТО на ремонт четырёх вертолётов Ми-17В-5 из 63 ранее поставленных РОЭ в Афганистан. Тогда мы уточнили, что чешский завод выиграл этот тендер в самом начале 2016 года и уже 23 февраля информировал РОЭ о готовности приступить к работам. Судя по решению американцев, можно сделать вывод, что за прошедшие два года чехи не сделали ни одного вертолёта. В противном случае замены парка не понадобилось бы. Хотя ещё совсем недавно, несмотря на все санкции, Пентагон был готов спорить с конгрессом о судьбе вертолётов российского производства.

Великий «закреплятор»

Почему же чехам не удалось выполнить американский заказ, несмотря на то что чешский завод «ЛОМ-Прага» давно и успешно ремонтирует вертолёты российского производства?

Ещё в середине 2013 года российская Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) озаботилась вопросом поддержки лётной годности вертолётов, поставленных американцам. 05.07.2013 года у заместителя директора ФСВТС Анатолия Пунчука по этому вопросу было проведено совещание. Докладывал сам Анатолий Пунчук (он в ФСВТС является главным по вертолётам). Пользуясь сомнительной «закрепляторной» функцией, он, видимо, чтобы легче было регулировать, предложил разграничить полномочия субъектов ВТС: поставку финальной продукции оставить за РОЭ, а весь сервис, поставку запчастей, создание центров и прочее отдать ОАО «ОПК «Оборонпром» (это планировалось осуществить в интересах США).

Но американцы этого не знали. И когда встал вопрос ремонта ранее поставленных вертолётов (а к этому времени Россия по уши погрузилась в санкции), они для этой цели вывели Рособоронэкспорт из режима действующих санкций. Чем, по-видимому, нарушили решение самого Анатолия Пунчука.

К слову сказать, к этому времени ОАО «ОПК Оборонпром», по сути, приказало долго жить и в настоящем времени пребывает не в самом лучшем состоянии, управляемое, по-видимому, зиц-председателем. Возможно, неготовность ФСВТС рассматривать «Рособоронэкспорт» в качестве сопобедителя тендера NSPA и является проблемой, из-за которой чехи не справляются с ремонтом? Но есть ещё некоторые нюансы в этом вопросе.

Дело в том, что, как ранее писала «Наша Версия», главный по вертолётам в ФСВТС Анатолий Пунчук имеет, кроме всего прочего, свои предпочтения в этой тематике. Которые могут быть обусловлены не чем иным, как нежными отцовскими чувствами. Тут уж ничего не поделаешь.

Скорее всего чехи этого как раз и не учли. А жаль. Если бы они грамотно сориентировались и выбрали себе «правильного» консультанта, то, возможно, американцам и не пришлось бы принимать решение о замене парка.

Предпочтения Пунчука

Проблема чехов, похоже, заключалась именно в том, что в тендерной схеме не нашлось места Виктору Токаренко и его ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.», с которой связан сын Анатолия Пунчука. Но как раз этот момент хорошо учли вездесущие американцы, которые ещё в 2014 году заключили с компанией Токаренко договор № 23/2014 от 01.11.2014. На основе этого договора появляется возможность уплатить гонорар в том числе и отпрыску гражданина Пунчука. Соответственно любые обращения компании ARMA могут находить понимание в федеральной службе.

17 марта 2017 года ARMA обратилась в ФСВТС со своими предложениями по организации послепродажной поддержки вертолётов российского производства. При этом пятый пункт обращения предусматривал обсуждение возможных областей сотрудничества по обслуживанию афганского парка вертолётов. Это же письмо вездесущий Токаренко лично направил в адрес РОЭ на имя Александра Михеева.

Примечательно, что, имея выигранный совместно с чешским заводом тендер по ремонту афганских вертолётов, РОЭ вместе с ФСВТС, по-видимому, всё же начали обсуждать организацию ремонта афганских вертолётов с американцами, при этом позабыв о своих партнёрах по тендеру. Что это, если не «кидалово»? С какой целью американцы спровоцировали РОЭ и ФСВТС на ведение закулисных переговоров после выигранного тендера, доподлинно неизвестно. Но, похоже, сроки ремонта оказались сорваны, что обусловило принятие решения о выведении российских вертолётов из эксплуатации и замены их вертолётами американского производства.

Нелетающие вертолёты

Можно, конечно, искать множество причин, по которым «коварные супостаты» выкинули из эксплуатации российские «вертушки», но смысл лежит на поверхности – вертолёты, которые не способны летать, никому не нужны. А причина, как мне кажется, в том, что громоздкая российская структура управления предприятиями вертолётной отрасли, помноженная на не менее бестолковую систему ВТС, не способна организовать поддержку лётной годности вертолётам собственного производства. Посудите сами. ОАО «ОПК Оборонпром», за которым военно-технический «закреплятор» оставил тему ремонта афганских вертолётов, решено было упразднить. Вместо него создали новую управляющую конструкцию – АО «Вертолёты России», которая, как можно судить из текущего положения дел, также не справилась с поставленной задачей.

Решить её могли бы чехи, но и тут незадача – в чешской схеме ремонта, похоже, не нашлось места для «услуг» Виктора Токаренко.

В результате этой «череды неудач» существующие и потенциальные приобретатели вертолётов российского производства поймут, что покупать вертолёты, которым невозможно поддерживать лётную годность, нет смысла, так как вертолёт, стоящий на земле, никому не нужен.

В беспроигрышной ситуации в этом вопросе оказались американцы: если бы чехи им сделали вертолёты, то они бы на них летали. А так как затея с ремонтом, по сути, провалилась, то афганцам можно не только поставить свои старые вертолёты, но и заявить на весь мир, что русские не способны обслуживать авиационную технику собственного производства.

В нынешней конкурентной среде это важный фактор. Конечно, может, у ФСВТС, РОЭ и АО «Вертолёты России» есть какой-то хитрый план, но они явно с ним опоздали, так как решение о замене парка принято и первые вертолёты поступили в Афганистан.

Российским же производителям остаётся ждать вывода на свободный рынок порядка 60–65 вертолётов из Афганистана и уже, как мне кажется, сформированную устойчивую «славу» продавцов «нелетающих» вертолётов. Думается, многие потенциальные заказчики теперь будут учитывать это обстоятельство.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.10.2017 08:36
Комментарии 0
Наверх