Версия // Власть // Чем грозит России неисполнение решений ЕСПЧ?

Чем грозит России неисполнение решений ЕСПЧ?

5940

Неподсудные

Темур Козаев
В разделе

Председатель ПАСЕ Педро Аграмунт ушёл в отставку, что ещё больше осложнило отношения России с этой организацией и другими структурами, входящими в Совет Европы. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что если новый глава Парламентской ассамблеи будет избран без участия российской делегации, Москва станет игнорировать решения Европейского суда по правам человека.

Это не случайно, ведь именно депутаты ПАСЕ выбирают судей ЕСПЧ. «И они уже хорошо осознают, что без участия российской делегации в голосовании все эти лица не будут полностью легитимными», – подчеркнула Матвиенко.

9 октября в Страсбурге прошёл первый раунд выборов, и Россия в нём не участвовала. Пока что избран лишь временный председатель, постоянный появится в новом году.

РФ была лишена права голоса в ПАСЕ в 2015 году, хотя исправно продолжала платить взносы в Совет Европы. Причём со стороны ПАСЕ за это время даже не было выдвинуто никаких условий для возвращения России права голосовать.

Москва уже давно критиковала ЕСПЧ за решения по делу ЮКОСа и другим вопросам, в которых ей виделась политическая подоплёка. Выдвигались даже идеи выйти из Европейской конвенции по правам человека и заменить ЕСПЧ другим органом, представляющим Евразийский союз. Однако одно дело критиковать, другое – наложить мораторий на исполнение решений Страсбургского суда. Это означает серьёзную конфронтацию и отказ от дальнейших попыток наладить отношения с Советом Европы.

Какие последствия грозят России за неисполнение решений ЕСПЧ? Фактически подобный шаг означает денонсацию Конвенции по правам человека. После этого Москва будет вынуждена отозвать своего человека из ПАСЕ и выйти из Совета Европы. Также могут возникнуть проблемы с членством и в других институтах.

Как считает профессор МГИМО Валерий Соловей*, такой демарш может привести к самоизоляции РФ. «Но самое главное, это будет означать, что Россия потеряла вообще всякую надежду на снятие санкций, – считает профессор. – Она уходит в позицию глухой обороны. Это может вызвать за собой цепную реакцию. Россия может поставить некие ограничения для своей деятельности в ОБСЕ. Это было бы похоже на то, как в своё время после хрущёвского демарша мы покинули ООН, и это обернулось против нас.

Я думаю, что этот опыт нашим дипломатам хорошо запомнился».

В свою очередь, первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров поддержал Валентину Матвиенко: «В условиях дискриминации Россия не готова работать с ПАСЕ. Почему мы тогда должны выполнять решения Европейского суда по правам человека? Никаких последствий в случае принятия решения не выполнять вердикты ЕСПЧ для нас не будет».

Впрочем, эксперты полагают, что заявление Матвиенко стоит рассматривать как некий сигнал Западу о готовности повысить ставки. Ведь, несмотря на то что она по своему статусу является третьим человеком в государстве, вопросы внешней политики не входят в её компетенцию.

Борис Шмелёв, первый проректор Московской высшей школы, доктор исторических наук:

– Проблема заключается не в самом решении России не выполнять или отсрочить исполнение решений ЕСПЧ, а в том, что после этого возникает риск того, что российская правовая судебная система лишится этого контрольного механизма. Ведь не секрет, что за 20 лет своей работы по России ЕСПЧ принёс много позитивных моментов для нашей гражданско-правовой системы. Очевидно, что создание аналога ЕСПЧ на базе Евразийского союза не сможет компенсировать те потери, которые понесут граждане, в случае если Москва откажется от работы с этой инстанцией.

*
Валерий Соловей внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.10.2017 22:54
Комментарии 0
Наверх