По данным аналитиков, уходящий год ознаменовался значительным ростом цен на одежду и обувь: эти товары подорожали на 10-15%. В 2022 году цены могут увеличиться еще на 15-25%. Причины кроются в росте стоимости тканей и фурнитуры, а также в более дорогой логистике.
Одежда и обувь в 2021 году подорожали на 10-15%. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на аналитиков из Fashion Consulting Group. Впрочем, это далеко не предел. По мнению специалистов, цены на указанные группы товаров увеличились как минимум на 20%, причем в отдельных категориях рост стал еще более заметным. Цены реагируют на повышение стоимости производства – дорожают ткани и фурнитура, которые теперь обойдутся в среднем дороже на 15%, не дешевеет и логистика, добавившая к стоимости 20%. Себестоимость производства обуви выросла на 7-15%. Что касается среднего чека у большей части российских ритейлеров, он показал незначительный рост –это говорит о сниженной покупательской способности россиян, даже если принять во внимание эффект отложенного спроса, обусловленного «пандемийным» 2020 годом.
Сезонное подорожание
Особенно существенный рост цен произошел осенью, поскольку в преддверии выхода новой коллекции выросли цены на ткани и фурнитуру. По всей видимости, аналогичная тенденция ждет рынок и весной, и в перспективе следует ожидать нового скачка цен на одежду и обувь – согласно прогнозам, они вырастут на 15-25%, а в некоторых случаях и больше – все зависит от того, насколько подорожало сырье.
Аналитики предсказывают резкий рост цен в премиум-сегменте: там товары подорожают на 30-40%. Продукция из среднего ценового сегмента, вероятно, прибавит в цене не более 20-25%. Тем, кто ориентируется на масс-маркет, опасаться нечего: продавцы не поднимают цены слишком резко, и рост вряд ли превысит 10-20%, поскольку потребительская аудитория очень чувствительна к такого рода изменениям.
Как отметили в ФАС, ведомство не контролирует колебания стоимости одежды и обуви в России. В Минпромторге, в свою очередь, пояснили, что данные, свидетельствующие о подорожании товаров соответствующих категорий, как правило, наблюдаются перед выходом новых коллекций или обновлению ассортимента одежды в преддверии нового сезона.
Сбывшийся прогноз
Подорожание одежды и обуви предсказывалось еще летом. Прежде всего, стоит учитывать, что они увеличиваются ежегодно, от сезона к сезону, а рост впоследствии сглаживается благодаря скидкам, акциям и распродажам.
Ритейлеры в течение продолжительного времени старались держать цены на одежду на определенном уровне, теряя маржу и не переходя определенную психологическую границу. Но сложившаяся на данный момент ситуация оставила их без ресурсов для продолжения такой политики.
Кроме того, как отмечали в Минпромторге, стоимость товаров увеличивается по причине подорожания услуг по перевозке грузов из Китая – а именно оттуда идет значительная часть продукции и сырья. Фрахт из Юго-Восточной Азии увеличился в пять раз. Изготовление и ремонт тентов в Москве пока не дорожают, более того, компания «АвтоТентСервис» предоставляет скидки в зависимости от суммы заказа.
Появились подробности об обстоятельствах, которые привели к сильнейшему пожару на складе маркетплейса Ozon в 2022 году. У компании нашли множество нарушений, в том числе, отсутствие воды в системе пожаротушения.
В 2021 году существенно подорожали и полиэфирное волокно, и хлопок с вискозой. Отчасти дороговизна объясняется еще и тем, что пандемия коронавируса привела к разрыву мировых логистических цепочек. На поставки повлиял и инцидент в Суэцком канале с грузовым судном Ever Given, который принес убытки многим компаниям и вынудил их повысить цены. При этом компании работают над оптимизацией транспортных расходов, сокращая затраты на «последнюю милю» – доставку товаров до магазинов или конечного покупателя.
Меры противодействия
В целях сдерживания роста цен компании наращивают тиражи выпускаемой продукции, удешевляя стоимость производства одной вещи, расширяют сети розничной торговли и ищут новые каналы продаж. Новыми площадками становятся российские и европейские маркетплейсы, кроме того, некоторые компании стремятся развивать сервис бронирования товаров в магазинах и оформление заказов с помощью планшетов, установленных в зале.
Зачастую бизнес работает над сдерживанием роста цен, жертвуя собственной маржей. Таким путем, как отмечает издание, идет OR Group. Чтобы привлечь покупателей, ритейлер чаще устраивает различные акции, предлагает скидки на те или иные категории товара и пользуется другими инструментами, призванными увеличить спрос. Например, покупатель может рассчитывать на рассрочку платежа на покупку – к нему прибегает 50% клиентов компании.
Российские бренды активно выходят на иностранные маркетплейсы или планируют это сделать в обозримой перспективе, изучая возможности. В настоящее время многие покупатели активнее пользуются интернет-магазинами, чем офлайн-торговлей, и продажи в сети растут довольно быстро.
Покупки по акции
Впрочем, рост цен не помешал россиянам как следует закупиться в период традиционных ноябрьских распродаж. В прошедшую «Черную пятницу» россияне потратили в интернет-магазинах больше, чем в прошлом году, в полтора раза. Но если принять во внимание продажи офлайн-сектора, показатели окажутся ниже прошлогодних на 5-8% в натуральном выражении и выше на 10-12% в денежном. Активнее всего россияне тратили деньги на товары из таких категорий как «фитнес», «одежда» и «красота». Многие потребители приобретали по акции продукты питания, в том числе, заблаговременно покупали ингредиенты для традиционных новогодних блюд по выгодной цене – крабовые палочки, консервированный зеленый горошек и кукурузу. Активности россиян способствовал и тот факт, что «черная пятница» была многодневной: в одних магазинах она продолжалась в течение недели, в других – на протяжении недели. В целом, по данным аналитиков, в 2021 году российские покупатели в период предновогодних распродаж тратили больше, чем год назад: их расходы выросли на 23% по сравнению с ноябрем 2020 года.