Версия // Общество // Блогеров хотят вывести из тени: для этого в России предлагают создать для инфлюенсеров саморегулируемую организацию

Блогеров хотят вывести из тени: для этого в России предлагают создать для инфлюенсеров саморегулируемую организацию

3791

Вы еще не в белом?

Блогеров хотят вывести из тени: для этого в России предлагают создать для инфлюенсеров саморегулируемую организацию
В разделе

Не исключено, что в обозримом будущем в России может появиться блогерская саморегулируемая организация (СРО). Это позволит обелить рынок инфлюенс-маркетинга, а также снимет часть нагрузки с контрольно-надзорных органов. Появление такого органа выглядит особенно оправданным на фоне череды скандалов с неуплатой налогов, фигурантами которых стали многие крупные блогеры.

В рамках Российской креативной недели 3 июля состоялась встреча первого заместителя главы президентской администрации Сергея Кириенко с представителями Ассоциации блогеров и агентств (АБА), и одним из главных ее вопросов стало возможное создание блогерской саморегулируемой организации (СРО). Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на сооснователя АБА Максима Перлина. По его словам, с появлением СРО наконец откроется реальная возможность для разработки единых стандартов и правил – этим займется новоиспеченная организация, а все игроки рынка инфлюенс-маркетинга, в свою очередь, должны будут им следовать. Для надзорных органов это также возымеет положительный эффект, так как часть контрольных функций СРО возьмет на себя.

АБА была создана в феврале прошлого года, а в июне того же года она получила статус НКО. На сегодняшний день в состав ассоциации входит 45 крупных агентств инфлюенс-маркетинга, включая Wildjam, Didenok Team, Perfluence, Blacklight. Ее участники работают более чем с 50 тысячами блогеров с суммарным числом подписчиков около 100 миллионов человек.

Блогеры и инициативы

Перлин рассказал, что в ходе встречи блогеры попросили Кириенко сделать информацию о налоговых проверках в отношении их коллег непубличной до момента выявления нарушения. Они объяснили, что подобные сообщения влекут за собой серьезные репутационные издержки, даже если по итогам проверки никаких проблем не обнаруживается.

Кириенко также поддержал предложение АБА о включении блогерской деятельности в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Участники встречи обратили внимание, что отрасль фактически существует на протяжении длительного времени, однако юридически это никак не оформлено, несмотря на крупные заработки ее представителей и влияние, которое они оказывают на аудиторию. ОКВЭД не только обозначит блогерство как отдельную отрасль, но и поможет представителям данной профессии получать различные права и преференции, как это происходит, например, с теми, кто работает в сфере IT.

Если сфера все же выйдет из тени, выиграют от этого и власти, и блогерские агентства. Как указывает издание, по оценке источников, реальный масштаб рынка инфлюенс-маркетинга составляет порядка 45-50 миллиардов рублей. Это значит, что пора полностью легализовать блогосферу и выстроить ее взаимодействие с властями, в том числе, с налоговыми органами.

Зачем нужна СРО?

Согласно оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, которую приводят «Ведомости», рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы в 2022 году составил 12 миллиардов рублей. При сокращение рекламного интернет-сегмента составило 2%, до 384,9 миллиарда рублей.

Создание СРО, как отмечают эксперты, вопрос неоднозначный. Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что даст блогеру членство в организации, и что может ему грозить в противном случае. К примеру, возможны варианты с получением заказов от государства для тех, кто вступит в СРО – например, по продвижению тех или иных патриотических ценностей.

По теме

Специалисты отмечают, что администрация уже давно задумывалась о поддержке лояльных блогерах патриотической направленности. Не исключено, что СРО займется ведением реестра блогеров, а прочие инициативы, связанные с регулированием их деятельности, будут отложены за ненадобностью.

В последнее время подобных предложений высказывалось достаточно много – их драйвером стали налоговые разбирательства с участием нескольких крупных блогеров – Валерии Чекалиной, Елены Блиновской и Александры Митрошиной. В СМИ попала информация о многомиллионных суммах налоговой задолженности, и для многих эти цифры оказались неожиданностью. Именно поэтому, как полагают эксперты, и возник запрос на контроль блогосферы.

Конкретные предложения

В мае спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ФНС поставить блогеров на особый контроль, отметив, что ведомство располагает всеми необходимыми для этого средствами. Он отметил, что инфлюенсеры зарабатывают целые состояния на доверии людей, но при этом прибегают к мошенническим схемам, чтобы не платить налоги. По словам Володина, это те, «кто пытается учить жизни, освоив социальные сети». Председатель нижней палаты парламента подчеркнул, что взысканные с блогеров средства можно направить на ремонт школ и больниц, поддержку военнослужащих и их семей.

В Минцифры, в свою очередь, отметили, что в России отсутствует законодательная база, регулирующая деятельность блогеров, и ее необходимо создать. Представители блогосферы, как подчеркнули в ведомстве, обязаны соблюдать законодательство, в том числе, связанное с запрещенной информацией. В Минцифры предложили установить, что понимается под термином «блогер», и что включает в себя блогерская деятельность. Кроме того, там посчитали, что требуется определить уполномоченный орган, который бы контролировал данную отрасль.

В конце июля парламентарий Госдумы Яна Лантратова сообщила, что депутаты намерены внести на рассмотрение законопроект о добровольной регистрации блогеров в качестве СМИ, который также призван усилить регулирование в данной сфере.

Налоговые скандалы

Первым сигналом для крупных блогеров стало дело Валерии и Артема Чекалиных. В начале марта Лерчек и ее мужа обвинили в уклонении от неуплаты налогов на 311 миллионов рублей, а также в отмывании денег. По версии следствия, блогеры дробили бизнес, чтобы не переходить с упрощенной системы уплаты налогов на общую и платить меньше. Для этого они переводили средства другим предпринимателям, задействуя родственников и знакомых. В особняке Чекалиных нашли килограммы золота, дорогие украшения, наличные, иномарки и десяток загранпаспортов. Сейчас Чекалины остаются под подпиской о невыезде, хотя и погасили долг перед налоговой. Их машины, недвижимость и счета все еще арестованы, а самим блогерам нельзя пользоваться интернетом, хотя эту меру пресечения они уже пытались оспорить.

Далее стало известно, что проблемы с налоговой возникли у Александры Митрошиной, называющей себя матерью российского инфобиза. Девушка недоплатила 120 миллионов рублей, действуя по аналогичной с Лерчек схеме. Сейчас и она выполнила свои налоговые обязательства. Митрошина находится в Дубае, но, видимо, рассчитывает когда-нибудь вернуться в Россию.

Наконец, самая громкая история развернулась в апреле. В неуплате налогов обвинили гуру марафонов Елену Блиновскую, которая задолжала 918 миллионов рублей. Она планировала уехать в Белоруссию, но была задержана на границе. Суд поместил Блиновскую под домашний арест, обвинив ее в неуплате налогов и отмывании денег. Она погасила незначительную часть долга и пыталась ходатайствовать об изменении меры пресечения, но безуспешно. Фигурантом уголовного дела стал и супруг Блиновской. Следователи считают, что и здесь задействовалась уже описанная схема с дроблением бизнеса.

А в мае ФНС приостановила операции по счетам компаний ООО «Фэмэли Фест» и ООО «Айэмспэшел» блогера Оксаны Самойловой. Затем такие же меры были приняты в отношении банковских счетов Инстасамки. Сообщалось о якобы сформированном «черном списке» блогеров, которых также ожидает пристальное внимание налоговиков, но официального подтверждения эта информация не получила.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2023 06:30
Комментарии 0
Наверх