Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта, самый загруженный аэропорт в мире, превратил взлетно-посадочную полосу в стоянку для приземлившихся самолетов; около 80% работников франкфуртского аэропорта работают неполный день, и многие теперь вообще не выйдут на работу. Манчестер закрыл два из трех своих терминалов, а специализировавшийся по коротким перелетам лондонский городской аэропорт приостанавливает все рейсы до конца апреля. Аэропорт Орли близ Парижа также временно закрыт.
Внезапный коллапс авиаперевозок, вызванный ограничениями на поездки и боязнью коронавируса, оказывает серьезное влияние на финансовое состояние аэропортов. Выплаты, которые они получают от авиакомпаний, сократились до минимума, как и коммерческие доходы от таких услуг как парковка автомобилей. Если розничные магазины или компании по прокату автомобилей разорятся, они лишатся еще одного источника дохода. По оценкам европейских операторов аэропортов, им грозит ущерб в $15 миллиардов.
Как и их клиенты-авиакомпании, аэропорты обращаются к правительствам за финансовой помощью. В определенной степени выделение помощи обосновано — не в последнюю очередь потому, что аэропорты играют жизненно важную роль в транспортировке товаров медицинского назначения. Но для приватизированных аэропортов, таких как британские, было бы гораздо труднее убедить власти в выделении субсидий. Международным инвесторам, которые в последние годы финансировали масштабное расширение глобальной пропускной способности аэропортов, возможно, тоже придется пойти на жертвы.
Там, где аэропорты остаются под контролем государства, как в США, спасательные меры не столь противоречивы: аэропорты получат порядка $10 миллиардов в рамках правительственного плана спасения на $2 триллиона. Без выделения этих средств они могут не справиться с обслуживанием долгов, которые в общей сложности составляют $100 миллиардов. Дефолт приведет к росту стоимости заимствований по всему сектору.
Основные аэропорты Парижа и Франкфурта, хотя и входят в состав перечисленных групп, также имеют публичных акционеров, что гарантирует им сочувственное отношение в случае необходимости. Президент Франции Эммануэль Макрон хотел продать 50% акций Aeroports de Paris, но не добился большого прогресса.
Но в Великобритании помощь налогоплательщиков для аэропортов особенно чувствительна, потому что большая часть инфраструктуры принадлежит международным инвесторам, которые накопили долги, несмотря на большую прибыль.
Совладельцы Хитроу, в число которых входят Qatar Holding, правительство Сингапура Investment Corporation и China Investment Corporation в последнее время ежегодно получали около $600 миллионов в виде дивидендов. Лондонский владелец Gatwick Global Infrastructure Partners получал порядка $730 миллионов, прежде чем продать контрольный пакет акций французской инфраструктурной группе Vinci SA за $3,5 миллиарда. GIP также продал гораздо меньший аэропорт Лондон-Сити канадскому консорциуму в 2016 году за $2,5 миллиарда. Вилли Уолш, босс владельца British Airways International Consolidated Airlines Group SA, назвал заоблачную цену глупой. После его временного закрытия на этой неделе Уолш, вероятно, лишь укрепился в этом мнении.
Неудивительно, что новый министр финансов Великобритании Риши Сунак ведет жесткую игру. Написав в авиакомпании и аэропорты, Сунак посоветовал им сначала попытаться собрать деньги у акционеров или договориться с кредиторами, прежде чем обращаться за помощью к общественности. Из-за благоприятного регулирования и тяжелого характера активов бизнеса считалось, что аэропорты способны поддерживать более высокую, чем в среднем, долговую нагрузку. У Хитроу чистый долг превышает $13 миллиардов.
Стало известно об инциденте полуторалетней давности, в результате которого 200 человек, прибывших рейсом из Киргизии в Москву, оказались в городе, не пройдя перед этим паспортный контроль в аэропорту.
Финансовое благополучие аэропортов тесно связано с авиакомпаниями, которые пользуются ими чаще всего. British Airways вносит более 40% доходов, связанных с авиакомпаниями Хитроу, в то время как 60% пассажиров Lufthansa проходят через Франкфуртский аэропорт. У обоих перевозчиков большая часть самолетов в настоящее время простаивает.
На данный момент британские аэропорты перестали просить у правительства наличные деньги или кредиты. Некоторые из них находятся в лучшем положении, чтобы справиться с кризисом, чем другие. Хитроу говорит, что располагает $4 миллиардами ликвидности, чего достаточно для покрытия всех расходов в течение года.
Вместе с тем аэропорты США призывают к сокращению расходов на содержание и полицейскую деятельность, освобождению от налогов на бизнес, и к тому, чтобы кредиторы были обязаны временно не применять кредитные ковенанты. Европейские коллеги говорят, что сектор авиаперевозок следует освободить от налогов до конца года.
Это спорное предложение. Еще несколько недель назад европейские политики склонялись к тому, чтобы сделать авиаперелеты более дорогими с целью снижения выбросов, вызывающих глобальное потепление. Тем не менее, есть достойные аргументы в пользу послаблений для аэропортов. В последние недели их работники смело шли через переполненные терминалы, чтобы доставить пассажиров домой, рискуя заразиться коронавирусом. А когда вирус будет побежден, миру понадобятся действующие аэропорты по всему миру, чтобы начать восстановление экспорта.
После предупреждения о том, что его финансовые показатели «существенно снизятся», Хитроу объявил о различных шагах по сокращению расходов, включая отмену оплаты труда руководителей и отсрочку инвестиций. Но в отличие от оператора франкфуртского аэропорта Fraport AG, который отказывается от выплат акционерам, Хитроу такой шаг не сделал. Заявление о намерении отменить выплаты может заставить Сунака более сочувственно относиться к бедственному положению отрасли.