Версия // Общество // Аэропорт Шереметьево планирует идентифицировать пассажиров «по лицу»

Аэропорт Шереметьево планирует идентифицировать пассажиров «по лицу»

2350

Фейс-контроль по-новому


Фото: Flickr
В разделе

В сентябре столичный аэропорт Шереметьево запустит масштабный эксперимент по идентификации пассажиров по лицу. За счет этой технологии прохождение предполетных процедур ускорится, а контакты между людьми сократятся, что важно в условиях пандемии. Но для того, чтобы внедрить данное новшество, необходимо внести изменения в авиационные правила.

Московский аэропорт Шереметьево намерен провести эксперимент по быстрой идентификации пассажиров с помощью биометрических сканеров – он стартует в сентябре 2021 года. Соответствующая информация содержится в рабочей версии плана мероприятий по реализации данного проекта, на который ссылается издание РБК. Источники, знакомые с ситуацией, подтвердили подлинность документа, уточнив, что в настоящее время он проходит стадию обсуждения и еще не утвержден.

В Минцифры указали, что изначально новую технологию испытают при посадке пассажиров на тестовом внутреннем рейсе «Аэрофлота», причем о каком конкретно направлении идет речь, там не сообщили. Для идентификации пассажиров будут задействоваться данные из Единой биометрической системы (ЕБС). Этот инструмент станет дополнением к стандартным процедурам, и пассажиры будут проходить контроль с его помощью только по своему желанию.

Как пояснили в Шереметьево, система биометрической идентификации будет установлена на входе в зону предполетного досмотра внутренних авиалиний, где пассажиры должны предъявлять паспорт и посадочный талон, полученный на регистрации, а также на выходах на посадку. В перспективе возможно подключение к эксперименту и других авиакомпаний.

Как это работает?

Офпред «Аэрофлота» Михаил Демин рассказал, что в рамках эксперимента на гейте установят биометрический турникет, оборудованный камерой, которая сможет буквально за доли секунды установить личность человека. Таким образом, пассажира избавят от необходимости предъявлять посадочный талон при посадке на борт воздушного судна. Система определит, входит ли человек в число пассажиров конкретного рейса и проходил ли он предполетный досмотр службой безопасности воздушной гавани. Это позволит сэкономить время, уменьшить долю контактов с персоналом и повысить уровень безопасности.

Не так давно ЕБС давала возможность дистанционно открывать счета в банках и удаленно оформлять кредиты, но в конце 2020 года список доступных услуг расширился. В скором времени у системы сменится оператор: на место «Ростелекома» придет «Центр технологий идентификации», которым владеют «Ростелеком» (49%), Сбербанк (49%) и правительство РФ (2%). На сегодняшний день в системе содержится порядка 200 тысяч слепков, а биометрическая система Сбербанка хранит 34 миллиона слепков. Если базы объединят, банк данных ЕБС значительно увеличится, и это приведет к активизации запуска многочисленных сервисов с ее использованием – удаленной сдачи экзаменов, дистанционных судебных заседаний и так далее.

Перспективная технология

В «Аэрофлоте» уточнили, что в пилотном режиме идентификацию пассажиров с помощью ЕБС введут на рейсе Москва – Калининград, но в дальнейшем авиакомпания рассчитывает распространить технологию и на другие аэропорты своей маршрутной сети.

По результатам эксперимента в декабре предполагается утвердить программу внедрения биометрии на объектах воздушного транспорта до 2030 года. К этой дате доля пассажиров, которые будут проходить предполетные процедуры с помощью ЕБС, должна составить не менее 30%.

По теме

По оценке экспертов, использование технологии повысит уровень удобства и безопасности аэропортов на всех этапах прохождения предполетных процедур, начиная от регистрации пассажира и заканчивая его посадкой на рейс. Кроме того, это более эффективный способ подтверждения личности, чем визуальное сопоставление лица с фотографией в паспорте. С технической точки зрения внедрению биометрии в аэропортах нет никаких помех, однако существуют определенные законодательные рамки. В частности, чтобы она начала работать и приносить должный эффект, необходимо изменить федеральные правила авиаперевозок и разрешить не использовать посадочный талон и паспорт при условии использования технологии распознавания лиц. Стоит учитывать, что сейчас эксперимент технически возможен только для внутренних рейсов – это связано с особенностями работы госуслуг и технологической карты Минцифры и «Ростелекома».

На экспериментальной стадии «Аэрофлот» будет совмещать биометрию с проверкой документов пассажиров в ручном режиме.

Впрочем, существуют и некоторые риски. Использование биометрии в аэропортах, как и в других сферах, может обернуться утечкой персональных данных из биометрической системы. При интеграции ЕБС с системой аэропорта увеличится число компаний, имеющих доступ к базе данных, а значит, риски несанкционированного доступа к этой информации также растут. Специалисты также предупреждают о рисках, связанных с технологией deepfake, позволяющей «подделать» лицо и голос конкретного человека, и подменой биометрических данных.

Напомним, в феврале 2021 года Минтранс обнародовал программу цифровой трансформации, указав, что к концу 2023 года в 6% отечественных аэропортов должна начать работу биометрическая идентификация пассажиров при прохождении предполетных процедур. Для того, чтобы использовать данную технологию, оператору аэропорта необходимо будет заключить соглашение об информационном взаимодействии с оператором Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). На развитие последней планируется выделить более 585 миллиона рублей из бюджета.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2021 15:20
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх