Знаменитую фирму «Мелодия» хотят приватизировать

Винил спилят

На весну этого года Росимуществом запланирована приватизация государственного предприятия «Фирма «Мелодия». Как заявил на прошлой неделе генеральный директор «Мелодии» Андрей Кричевский, это, по сути, ставит точку в почти 50-летней истории знаменитого звукозаписывающего предприятия. В советское время выпущенные «Мелодией» пластинки были практически в каждом доме, а в XXI веке сделанные ею записи расходятся по всей стране уже в цифровом формате. Но буквально через несколько месяцев «Мелодия» может прекратить своё существование. По имеющемуся плану приватизации богатейшая фонотека перейдёт в ведение Росархива, а создающемуся ОАО достанутся здание, когда-то построенное для проктологического центра, и офисное оборудование.

«Мелодия» была создана в 1964 году как государственная компания по производству, хранению и распространению звукозаписей. Она находилась в ведении Министерства культуры СССР, но даже называлась на западный манер – «всесоюзная фирма»! Предприятие, которое заменило Всесоюзную студию грамзаписи, было в Советском Союзе практически монополистом. У «Мелодии» были свои студии, свои магазины… Она выпускала пластинки всех жанров, всех исполнителей. Ценнейший архив «Мелодии» и сейчас её главное достояние. И не только её – это поистине «золотой запас» государства!

Полная инвентаризация фонотеки до сих пор не проведена. Как можно при этом передавать её из одних рук в другие – большая загадка! Ведь даже с формальной точки зрения должен быть составлен какой-то акт приёма-передачи, исключающий возможность потерь и хищений. «Что касается инвентаризации фонотеки – мы ведём её максимально быстро, насколько это возможно без ущерба для фонотеки и качества работы. Но у нас около 90 тыс. аналоговых лент и 130 тыс. грампластинок. Нормальная инвентаризация предполагает идентификацию записей на каждой плёнке и грампластинке, то есть надо прослушать и оцифровать всю фонотеку. Каждая плёнка – это 30–40 минут записи. Даже с учётом того, что многое было утрачено, для детальной инвентаризации надо не меньше года», – рассказал «Нашей Версии» генеральный директор «Мелодии» Андрей Кричевский.

Тем не менее 5 декабря прошлого года «Мелодия» получила распоряжение об условиях приватизации, согласно которому в трёхмесячный срок необходимо зарегистрировать ОАО «Фирма «Мелодия». Всё имущество предполагается разделить: фонотека перейдёт в Росархив, а ОАО останется недвижимое имущество в виде здания на Карамышевской набережной, построенное для проктологического центра, плюс имеющееся там офисное оборудование. Нетрудно предположить, что заниматься в дальнейшем выпуском дисков новое ОАО вряд ли сможет и скоро под историческим названием в здании заработает какая-нибудь лечебница с соответствующим изначальному предназначению профилю.

Зачем нужно спешить с поистине революционными преобразованиями – неизвестно. Разумеется, выпускаются теперь не виниловые пластинки, а компакт-диски: предварительно записи оцифровываются и реставрируются. «Беда в том, что после приватизации в предложенном распоряжением Росимущества формате уже не будет существовать звукозаписывающей компании «Фирма «Мелодия». Будет ОАО «Фирма «Мелодия» с офисными помещениями и набором офисной и бытовой техники. А фонотека ляжет мёртвым грузом в Росархиве, который выпуском звукозаписей не занимается по своей сфере деятельности, – объясняет Андрей Кричевский. – Если не вести работу по оцифровке и последующему изданию звукозаписей, то уже в скором времени угроза полной утраты записанных на плёнках и пластинках музыкальных произведений станет не просто реальной, а неизбежной». Действительно, Росархив, которому предполагается передать фонотеку, скорее всего будет выступать лишь в роли хранилища – для того чтобы продолжать возвращать к жизни архивные записи, нужны опытные специалисты, а главное, немалые средства. Но даже если оцифровка продолжится, непонятно, каким образом «золотой запас» будет попадать затем к слушателям. «Мы очень хотим вернуться в ведение Минкультуры России. Это правильно и с исторической точки зрения – «Фирма «Мелодия» всегда подчинялась Минкультуры, и с точки зрения участия «Фирмы Мелодия» в реализации государственной политики в сфере культуры», – подчёркивает Андрей Кричевский.

Ну а самое интересное, что, по словам руководства «Мелодии», ни в списке имущества, остающегося у ОАО, ни в списке того, что надлежит передать, нет исключительных прав на фонограммы и товарные знаки. И куда они, интересно, денутся?

Дмитрий Николаев

22.02.2012 13:17

Просмотров: 2265