Законопроект депутата Госдумы станет удавкой для наружной цифровой рекламы

Монополизация наружки

В пятницу, 15 июля, Госдума планирует рассмотреть поправки в закон «О рекламе». Рынку наружной рекламы, по сути, грозит тотальная монополизация. Передел многомиллиардной отрасли цифровых экранов цинично прикрывают заботой о безопасности. Подобный механизм уничтожения конкуренции мы уже видели на примере ряда регионов. Нам предлагают наступить на старые грабли?

Поправки предполагают создание в России «единого оператора цифровых рекламных конструкций» и объявлений.

Всё пропустить через одни руки?

Новая организация будет согласовывать с регионами схемы размещения таких конструкций, а также контролировать их содержимое. Насколько можно понять, она же будет администрировать единую электронную площадку по размещению рекламы на уличных экранах. Однако речь вовсе не идёт о создании новой госкорпорации и национализации «наружки». Всё выглядит так, что гигантские денежные потоки будут сосредоточены в руках конкретной частной компании – «кормушки» для своих.

Разрушение основ под предлогом защиты

Что предлагает депутат Госдумы Артем Кирьянов в своих поправках? Любопытно, но необходимость создания единого оператора цифровой наружной рекламы мотивируется заботой об интересах национальной безопасности – мол, все диджитал-конструкции уязвимы перед угрозой взломов и хакерских атак. При этом в самом законопроекте ничего не говорится о том, каким критериям должен отвечать софт и сколько времени потребуется на его разработку. Почему? Потому что реальная цель у этих поправок явно иная.

Выбрать организацию-оператора планируется в течение месяца после принятия нового закона. Повторим, предполагается, что это будет частная компания, которая, согласно закону, может сама владеть рекламными конструкциями и вести предпринимательскую деятельность. А если так, то другие компании в этой сфере просто потеряют смысл своего существования. Как они будут конкурировать с единым оператором на его же площадке?

Предлагаемая конструкция явно разрушает сам рекламный бизнес. Законопроект порождает чуть ли не «монстра», притом искусственного, который забирает самый рентабельный рекламный инвентарь в виде цифровых конструкций, оставляя рынку архаичные форматы размещения уличной рекламы. Не хочешь делиться с кем надо – пользуйся щитами 3 на 6 м, на которые уже никто не смотрит, так получается? А это – прямой удар по малому бизнесу, об интересах которого, особенно в нынешних непростых экономических условиях, сегодня так печется государство.

Безопасность на последнем месте

За скобками остается и вопрос соответствия цифровых конструкций под эгидой единого оператора безопасности дорожного движения – из чего следует вывод, что эти конструкции будут размещаться без какого-либо надзора с этой точки зрения, на любых перекрёстках и мостовых, загораживая знаки дорожного движения и мешая видимости обзора водителей. Отсюда – повышение рисков на дорогах. Но разве это не мелочь, если кто-то нацелился на ежегодную выручку в размере не меньше 20 млрд рублей?

Как новый порядок скажется на российских городах – вопрос отдельный. До последнего времени роль регулятора наружной рекламы принадлежала муниципалитетам, которые и проводили торги на право размещения рекламы на уличных билбордах. В некоторых регионах, к слову, пытались создать собственных «единых операторов» – как всей для «наружки», так и в отдельных её сегментах. Результаты, мягко говоря, не превзошли ожидания.

Например, создать единого оператора наружной рекламы ранее пытались в Республике Коми. До 2017 года рекламные агентства работали напрямую с местными властями: оформляли разрешения на установку конструкций и платили деньги за аренду земли. Однако затем в администрации региона решили, что отрасль следует «подрегулировать». В качестве единого оператора было создано ГКУ «Коми реклама», которое должно было разработать новые схемы размещения щитов во всех городах и районах республики, установить новые тарифы. Местные предприниматели чуть ли не открыто называли это переделом рынка республиканскими чиновниками и аффилированными с ними компаниями. Каков результат для региона?

Хватит ломать то, что работает!

В 2018 году прокуратура выявила в деятельности ГКУ «Коми реклама» масштабные нарушения. Республиканский прокурор Сергей Бажутов даже высказал мнение, что передача полномочий в сфере наружной рекламы с муниципального на региональный уровень поставила такой бизнес вне закона. Судите сами, высказывалось мнение, что спустя полтора года после начала работы ГКУ лишь 300 из 811 рекламных конструкций в Коми имели разрешительную документацию, срок действия которой не истек.

В 2019 году претензии к ГКУ «Коми реклама» высказала Контрольно-счётная палата республики. Деятельность единого оператора в 2017-2018 годах принесла региональному бюджету 22,5 млн рублей при расходах на содержание этой «конторы» в 16,7 млн рублей. «Анализ деятельности ГКУ РК «Коми реклама» показал, что учреждением в проверенном периоде не было проведено ни одних торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, а порядка 69% (15,5 млн. рублей) полученных доходов поступило на счет республиканского бюджета на основании договоров с истекшим сроком действия», – сказано в отчёте КСП.

Вы спросите: чего ещё ждать от чиновников, которых поставили регулировать чисто коммерческую отрасль? Мы спросим в ответ: а чего ждать от частной компании, которую предложено наделить, по сути, государственными полномочиями?

На памяти одного поколения рынок наружной рекламы в России прошёл длинный путь – от хаотично расставленных билбордов до современной высокотехнологичной отрасли. Многим странам для этого потребовалось куда больше времени. И вот теперь мы видим, по большому счёту, попытку перечеркнуть весь прогресс, достигнутый кодами конкуренции операторов. Если это не вредительство, то что это? «Версия» будет следить за движением поправок в закон «О рекламе» с тем, чтобы рассказать читателям о конечных бенефициарах этого законопроекта.

Самый лакомый кусок

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) за 2021 год, объем рынка наружной рекламы составил 45 млрд руб. К концу года доля цифрового сегмента в общем объеме реализации превысила 45%. Именно процесс цифровизации позволил показателям наружки вырасти относительно 2020-го (на 40%) и 2019-го (на 3%). В январе-феврале 2022 года доля выручки «цифры» в наружной рекламе составила более 40%. Наиболее крупными игроками на рынке цифровых рекламных щитов в стране являются компании Russ Outdoor и Gallery.

Игорь Скворцов

14.07.2022 23:02

Просмотров: 5230