Худсовет запрещал называть комедией фильм «Я шагаю по Москве»

Невесёлая прогулка

45 лет назад, в 1963 году, на экраны страны вышел фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Картина стала культовым произведением, а режиссёрская работа была отмечена на Каннском кинофестивале. Помимо прочего, именно эта лента стала актёрским дебютом для Никиты Михалкова и Евгения Стеблова. «Наша Версия» выяснила, как создавался этот замечательный фильм.

Идея фильма «Я шагаю по Москве» принадлежит сценаристу Геннадию Шпаликову. Как-то он пришёл в гости к Георгию Данелия с бутылкой шампанского в авоське и сказал, что придумал сценарий для новой картины. Сюжет был таков: «Дождь, посреди улицы идёт девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он всё едет за ней и улыбается...» Собственно, на этом сценарий заканчивался. Данелия удивился и спросил: что же было дальше? На что Шпаликов ответил, что дальше нужно придумать, и достал бутылку шампанского.

«Шампанское было тёплым. И, когда Гена его открывал, полбутылки вылилось на свежевыкрашенную клеевой краской стену, – вспоминает Георгий Данелия. – И он очень обрадовался: ведь это хорошая примета. Но вот моя мама придерживалась другого мнения, когда увидела пятно на стене, и не очень обрадовалась. Ведь только за два дня до этого у нас закончился ремонт. А через полтора года после премьеры фильма в Доме кино мама сказала, что не против, чтобы Гена забрызгал шампанским и другую стену, если будет такой же результат».

У этой картины не было сложной судьбы, её не запрещали к показу, но пободаться с советскими чиновникам пришлось. На стадии утверждения сценария картину долго не принимали. А всё из-за того, что незадолго до этого Никита Сергеевич Хрущёв заявил о том, что картина Марлена Хуциева «Застава Ильича», сценарий к которой тоже написал Геннадий Шпаликов, идеологически вредна, так как весь фильм три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают.

Сценарий фильма «Я шагаю по Москве» был о молодых людях, которые тоже ничего не делали и бродили по городу. В итоге режиссёру пришлось идти к высшему начальству на поклон, чтобы дали добро на запуск картины. «Работа над картиной шла легко и весело, – продолжает рассказ Георгий Николаевич. – Но когда дело дошло до показа материала худсовету объединения, нам сказали, что не понимают, о чём наш фильм, что нужен эпизод, который уточнял бы смысл. Тогда мы с Геной придумали эпизод, где место «критика» занял недовольный всем на свете полотёр, выдающий себя за литератора. Сыграть эту роль я уговорил режиссёра Владимира Басова. В итоге «критический момент» в исполнении Басова спас фильм».

На этом эпопея с чиновниками из Госкино не закончилась. Они никак не могли понять, почему жанр картины обозначен как комедия, если не смешно. Режиссёру пришлось объяснять, что это лирическая комедия, и тогда его заставили прописать это в титрах. Так появился новый жанр.

Подбор актёров – дело всегда непростое. Но вот с кандидатурой на роль одного из главных героев – метростроевца Кольки – определились довольно быстро. Геннадий Шпаликов настаивал на том, что эту роль должен исполнить Никита Михалков, брат его лучшего друга Андрона Кончаловского. «Я не сразу согласился, – поведал Данелия. – За полгода до этого я видел Никиту, он был невысоким подростком, гадким утёнком. А мне нужен был статный, красивый парень. Но когда мы всё же пригласили его на пробы, вошёл верзила на голову выше меня. Пока мы бесконечно переделывали сценарий, вышло как у Маршака: «За время пути собачка могла подрасти». Так что мы его взяли. Прошла всего неделя после съёмок, и ко мне приходит ассистент по актёрам и сообщает, что Михалков отказывается сниматься, требует повышения гонорара с 8 рублей (ставка начинающего артиста) до 25 (ставка молодой звезды). Чтобы это сделать тогда, надо было долго добиваться согласия в Госкино, поэтому я вызвал Никиту на ковёр. Пришлось пойти на хитрость и сообщить ему, что он у нас больше не снимается».

Никита занервничал: «Но вы меня пять дней снимали! Вам же всё переснимать придётся!» «Это уже не твоя забота, иди, мешаешь работать!» – невозмутимо ответил режиссёр. Тут Никита испугался и признался, что это Андрон его научил: дескать, раз уже почти неделю снимают, у них выхода не будет, повысят гонорар.

«Я в этом фильме играл самого себя, – вспоминает Никита Сергеевич. – Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст – и всё». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съёмки «Я шагаю по Москве» были просто счастливым свободным полётом, который бывает, наверное, раз в жизни».

На роль Саши Шаталова, которую впоследствии блестяще исполнил Евгений Стеблов, изначально был приглашён другой актёр. Причём Данелия ни о ком другом и слышать не хотел. По роли Саша стрижётся наголо. А так как снимали то начало, то середину и Саша то с шевелюрой, то стриженый, претендента на роль обрили, после чего сделали ему парик. Но неожиданно ассистент по актёрам встретила Евгения Стеблова и решила, что он гораздо больше подходит на эту роль.

«Я тогда учился на первом курсе Щукинского училища и пошёл на киностудию «Мосфильм» походить по коридорам: вдруг меня кто-то заметит, – объяснил Евгений Юрьевич. – Там я встретил своего приятеля, который посоветовал наведаться в съёмочную группу фильма «Я шагаю по Москве», где как раз требовались молодые актёры. Я туда зашёл, а там ещё куча претендентов. Я со страху ничего не помню, но, как мне потом ассистентка рассказывала, я так хотел сниматься, что решили сделать фотопробу. Так меня взяли». Правда, Данелия пришлось долго извиняться перед актёром, который должен был сыграть эту роль.

«Он заикался, – рассказал Георгий Николаевич, – но когда узнал, что его подстригли напрасно, так обозлился, что час поносил всю съёмочную группу и весь советский кинематограф. И ни разу не заикнулся! А ведь волновался. Может, мы его вылечили?»

В роли главной героини Алёны должна была сниматься Наталья Селезнёва. «Меня взяли совершенно случайно, – поделилась Галина Польских. – Ассистент Данелия перехватил меня в коридоре «Мосфильма», когда меня пригласили сниматься в другой хорошей картине. Данелия, видно, настроился на Селезнёву, меня встретил неприветливо, заставил перекраситься. Но замечательный оператор Вадим Юсов так снял меня на пробах, что Георгий Николаевич согласился. И вроде бы получилось хорошо».

Заглавная песня «А я иду, шагаю по Москве…» до сих пор звучит, слова её стали хрестоматийными. А сочинил её прямо во время съёмок одного из эпизодов Геннадий Шпаликов. В тот день режиссёр с операторской группой сидели на крыше гостиницы «София» и ждали подходящего момента, чтобы начать съёмки.

«Тут внизу появляется Гена, – вспоминает Данелия. – В этот день выдали зарплату, и он надеялся, что мы пойдём в ресторан и отметим это дело. Написать слова к песне я просил его за две недели до этого, он пообещал – и смылся. И вот у нас происходит такой разговор: «Ты слова сочинил?» – кричу я ему сверху в мегафон. «Сочинил, – кричит он мне снизу: – Я шагаю по Москве, как шагают по доске...» «Не пойдёт, – ору ему я. – Если ничего не придумаешь, никуда не пойдём». Представляете себе: людная площадь, прохожие, а двое ненормальных кричат какую-то чушь – один с крыши, другой с тротуара? «Сочинил! – через пять минут заорал снизу Гена: — Я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу...» «Лучше: «А я иду, шагаю по Москве», – поправляю я его. «Хорошо», – соглашается Генка. «Ещё куплет нужен!» – продолжаю вопить я. В общем, пока оператор снимал, Шпаликов придумал предыдущий куплет («Бывает всё на свете хорошо, в чём дело, сразу не поймёшь...») и последний («Над лодкой белый парус распущу, пока не знаю где...»). Если бы съёмки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять».

– спросили у режиссёра. В итоге пришлось заменить на «пока не знаю с кем». «Совсем хорошо стало, – подумал про себя Данелия. – Не знает Колька, с кем он – с ЦРУ или с Моссадом».

Успех картины в СССР был феноменальный. Помимо этого его заметили и за рубежом. Фильм «Я шагаю по Москве» был отобран для показа в Каннах. На кинофестиваль картину повезли Георгий Данелия и Галина Польских. Перед поездкой чиновник из Госкино спросил у режиссёра, уже побывавшего за границей: «Какие там задают провокационные вопросы?» – «Спрашивают, почему в наших картинах нет секса.

А я отвечал, что в этом нет необходимости: в СССР с рождаемостью всё в порядке». Юная Галина Польских тоже прошла инструктаж в Госкино. И вот первая пресс-конференция. Американский журналист обратился к актрисе: «У меня нескромный вопрос к Галине Польских». Раздался её приглушенный голос: «Георгий Николаевич, это он про секс!» Перевод этих слов для иностранцев был таким: «Мадам Польских разрешает задать вопрос». Американец начал говорить, а Польских, не дожидаясь перевода, твёрдо заявила: «Не волнуйтесь, мистер! С рождаемостью в СССР всё в порядке!» А журналист интересовался, сколько актрисе лет: очень уж молодо она выглядела на экране.

Мария Ческис

26.05.2008 12:08

Просмотров: 4499