Во время войны немцы пытались поднять восстание среди заключённых ГУЛАГа
Бунтлаг
Идея разработки операции исходит от добровольно перешедшего на сторону Германии бывшего командира дивизии РККА Бессонова». Такой доклад в начале 1942 года поступил шефу абвера. Подумав, Канарис наложил резолюцию: «Проработать варианты и приступить к исполнению».
Идея выглядела действительно заманчиво. После того как только за первый год войны в плен сдались свыше миллиона бойцов Красной армии, а один из полков перешёл на сторону Германии почти в полном составе, в немецком руководстве были уверены, что значительная часть советских граждан втайне только и мечтает о том, чтобы избавиться от советской власти. Тем более если речь идёт о заключённых ГУЛАГа.
Организовать восстание в лагерях предложил Иван Бессонов – кадровый военный и энкавэдист, дивизия которого летом 1941-го попала в окружение в Белоруссии. Оказавшись в плену, он сразу же заявил о своём желании бороться с советским режимом.
В итоге Бессоновым заинтересовалось Главное управление имперской безопасности (РСХА), где в марте 1942 года был разработан план «Цеппелин». Он предполагал заброску агентуры в глубокие тылы СССР с целью политического разложения советского строя и ведения подрывной работы. В рамках общего проекта Бессонов предлагал осуществить высадку 6 тыс. десантников-диверсантов в районе расположения северных лагерей ГУЛАГа, захватить их, после чего, вооружив зэков, организовать наступление в южном направлении с целью овладения промышленными центрами Урала.
Конечно, на то, что без поддержки извне армия зэков сможет занять ключевые центры оборонной промышленности, в РСХА не рассчитывали. А вот вероятность проведения крупных диверсий на транспортных путях, соединяющих европейскую часть СССР с Дальним Востоком, выглядела куда более реальной. Ещё более перспективной казалась операция на Кольском полуострове, где на помощь восставшим должны были прийти финские войска с последующим наступлением на Архангельск и Петрозаводск.
Получив кабинет в концлагере Бухенвальд, Бессонов в качестве главы «Политического центра борьбы с большевизмом» принялся вербовать среди советских военнопленных будущих диверсантов.
Армия зэков захватила город
Стоит отметить, что планы немцев по организации антисоветских выступлений в глубоком тылу не были откровенной фантастикой. Тот же Бессонов, представляя немецким хозяевам свой авантюрный проект, ссылался на факт реального восстания в ГУЛАГе. Таковое действительно имело место в январе 1942 года, став самым крупным происшествием в советской лагерной системе. Организовал бунт вольнонаёмный начальник лагерного пункта у посёлка Усть-Уса Воркутинского ИТЛ НКВД Марк Ретюнин, ранее осуждённый за бандитизм. Дело в том, что с продвижением немцев на север СССР в лагерях всё чаще стали ходить слухи – мол, при приближении фронта всех зэков будут расстреливать.
В результате 24 января 1942 года заключённые под руководством Ретюнина разоружили охрану, после чего напали на районный центр, захватили банк, телеграфно-телефонный узел и здание районного НКВД(!). После этого восставшие попытались взять штурмом корабли Печорского речного пароходства, чтобы уплыть на них, однако порт находился на военном положении и охрана отбила атаку. Не удалась и попытка захвата аэродрома. Бои в городе продолжались почти неделю, для разгрома армии «з/к» войскам НКВД пришлось даже применить авиацию. Сам Ретюнин и его основные сподвижники застрелились.
В середине 80-х свои архивы рассекретило Управление КГБ Якутской АССР – согласно им, в годы войны на территории республики действовало два партизанских отряда, открыто провозгласивших своей целью борьбу с советской властью. Так, почти сразу после начала войны в Аллах-Юньском районе появилось Общество спасения России от коммунизма, во главе которого встал некий Орлов. Костяк его отряда составили якуты и эвенки, для которых идеалы социализма значили гораздо меньше, нежели возможность без всяких ограничений ловить рыбу, охотиться на пушного зверя и поклоняться шаманам. Подручные Орлова нападали на прииски, унося с собой золото и оружие. В конце концов НКВД удалось ликвидировать банду, однако в перестрелке погибли около десятка чекистов.
В 1942 году в Алданском районе Якутии объявило о себе Добровольное общество борьбы против Конституции СССР. Его командиром стал эвенк Егор Павлов – коммунист и председатель колхоза имени XVIII партконференции. По одной из версий, врагом советской власти Павлов решил объявить себя вовсе не из идеологических соображений – просто смекнул, что за развал хозяйства его скоро отправят под суд. Правда, весьма показательно выглядит причина крушения колхоза: с началом войны якуты-колхозники начали массово забивать оленей, будучи уверены, что немцы скоро одержат победу. Потому предложение Павлова объявить отряд «союзником великой Германии» встретило среди членов колхоза полную поддержку.
В тайгу вместе с Павловым ушли 12 человек. Единственным русским среди них был ссыльный Горохов – бывший белогвардейский поручик. Имея военные навыки, он разработал тактику действий отряда. Якутские союзники Гитлера громили зимовки и небольшие прииски, убивая охрану, захватывая оружие и освобождая работающих на золотодобыче зэков, часть которых влилась в отряд. По замыслу Павлова именно заключённые должны были стать основой его будущей армии, целью похода которой он провозглашал поднятие восстания по всей Якутии и объявление её независимости.
Все попытки НКВД уничтожить предателей-сепаратистов оказались безуспешны: знающие тайгу как свои пять пальцев якуты легко уходили от погонь, устраивая засады на преследователей. Однако на стороне чекистов в конце концов оказались смекалка и знание психологии. Двум эвенкам, Фёдорову и Васильеву, было обещано по 10 тыс. рублей, если они разыщут в тайге неуловимый отряд и сообщат о его месте нахождения. Местные быстро справились с задачей. Павлов с радостью принял двух новых «борцов с коммунизмом», тем более что с собой у них имелась 20-литровая канистра спирта. Пока непривычные к алкоголю якуты валялись в беспамятстве, усиленная рота НКВД окружила их лагерь.
В ходе короткого боя Павлов и Горохов были убиты, после чего потерявшие командиров повстанцы сдались.
Диверсанты перешли к партизанам
Однако вернёмся к Бессонову и его плану. Осенью 1942 года он принялся формировать диверсионные отряды. Однако тут предателю, что называется, начала давить корона. Бессонов видел себя верховным предводителем русского движения на службе рейха, уничижительно относясь к другому знаковому персонажу – генералу Власову, возглавлявшему так называемую Русскую освободительную армию. Так, с подачи Власова в гестапо поступил донос: «доброжелатели» сообщали, что Бессонов является секретным агентом НКВД. Доказательства? А почему он предпочёл умолчать о том, что много лет служил на командных должностях в органах госбезопасности? В итоге немцы посчитали за лучшее отстранить Бессонова от дел и поместили его под стражу.
И всё же от идеи организации восстаний в ГУЛАГе немцы не отказались. Летом 1943 года первая диверсионная группа была переброшена через линию фронта. Однако операция закончилась провалом – диверсанты дезертировали и ушли к партизанам. Спустя некоторое время ещё одна группа высадилась в Коми АССР, однако была уничтожена. Такая же участь постигла и третий десант из 40 человек, выброшенный под Сыктывкаром.
В результате Бессонов сам оказался в концлагере. Там он находился до конца войны, после чего его освободили американцы и передали советским властям. В апреле 1950 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР Бессонов был расстрелян.
Просмотров: 7406