Владелец столичного «Динамо» Алексей Федорычев собирается удивить Европу российским футболом

Телеблин «ФЕДКОМОМ»

На минувшей неделе фактически закончились переговоры всех заинтересованных сторон по вопросу телевизионных трансляций матчей футбольного чемпионата России. Завершились они в целом вполне успешно для основных потребителей зрелища — футбольных болельщиков, которые в этом сезоне получат возможность увидеть от 150 до 180 наиболее интересных встреч из 240 запланированных (см. справку). Однако стоит отметить, что ситуация с показом футбола по ТВ всё ещё остаётся сложной. И если 3 прошлых российских сезона прошли на голубом экране под знаком Всероссийской Гостелерадиокомпании, то теперь на смену государственному монополисту пришёл частник — корпорация Алексея Федорычева «Федком-медиа», которой российская футбольная Премьер-лига передала все права телевизионных трансляций чемпионата на 4 года вперёд. А частник, как известно, благотворительности не любит — он прежде всего думает о собственной выгоде. Попытаемся проанализировать, как будут развиваться события с телетрансляциями нашего футбольного чемпионата в дальнейшем.

Многих весьма удивил этот шаг РФПЛ — отдать всё на откуп дочерней компании «Федкоминвеста», созданной лишь в конце прошлого года специально для реализации столь масштабного проекта. Однако, если вспомнить, что Премьер-лигу недавно возглавил генеральный директор столичного «Динамо» Юрий Заварзин, всё станет на свои места: именно Федорычев является главным акционером динамовского клуба. Как же Заварзину было не поделиться со спонсором? Став единственным представителем 16 ведущих клубов страны на телевизионном рынке, «Федком-медиа» тут же взвинтила цены на основной пакет трансляций. По нашим сведениям, показ 30 избранных матчей чемпионата страны был оценен в $5 млн. Для сравнения: предыдущий 3-летний прямой контракт ВГТРК с Премьер-лигой на все матчи (около 100 встреч) стоил 15 млн. «зелёных». При этом реализация прав приносила телевизионщикам одни убытки, ну а нынешний контракт каналам дивидендов тем более не принесёт, ведь реализацией рекламных прав во время трансляций займётся «Федком-медиа».

Доходов от телевизионной рекламы наши футбольные клубы не получат

Надо сказать, что новорождённая компания ведёт себя на футбольном рынке весьма агрессивно. И это немудрено: РФПЛ сделала «Федком» новым монополистом. Ведь кроме телевизионных прав у компании Федорычева сосредоточены права назначения спонсоров и партнёров Премьер-лиги, имиджевые права на символику, права на аудио (радиотрансляции и сообщение результатов по мобильной связи) и Интернет, права на визуальную и радиорекламу на стадионах и даже право коммерческого использования пресс-конференций тренеров и игроков.

При этом руководители «Федком-медиа» рассказывают, что они списали свою модель работы в Премьер-лиге с Европы. Дескать, в Лиге чемпионов аналогичным образом действует TEAM Marketing. Однако при этом федкомовцы молчат о том, что Лига чемпионов, как, впрочем, и любой из 5 ведущих европейских футбольных чемпионатов, — товар раскрученный и приносящий реальные прибыли.

А что же сейчас имеют наши клубы? Каждый из участников первенства получит за 4 сезона фиксированную сумму из той, за которую «Федком» выкупил указанные выше права. И если речь, например, зайдёт о дополнительных доходах в будущем, то прибыль получит только компания Федорычева. Правда, у клубов есть право зарабатывать продажей рекламных щитов на стадионах, но тоже не на всех — основные рекламные места продаёт «Федком-медиа».

Немудрено, что некоторые ведущие клубы Премьер-лиги (ЦСКА, «Зенит», «Москва» и др.) долго не соглашались с условиями, предложенными «Федком-медиа». Так, по нашим сведениям, руководство столичного «Локомотива» настаивало на разделении коммерческих прав с телевизионными, но РФПЛ «задавила» и чемпионов страны, и других оппонентов, используя, в частности, более ранние договорённости о создании пула команд Премьер-лиги при продаже прав. Хотя пул создавался тогда, когда команда Федорычева не работала даже в «Динамо». И кстати, некоторые наши клубы имеют вполне успешный самостоятельный опыт работы с телекомпаниями («Спартак», «Сатурн», тот же «Зенит»). Но он в новом контракте никак учтён не был.

ВГТРК ни в какую не хотела делить трансляции важнейших матчей с Первым каналом

Появление посредника в отношениях между клубами и телекомпаниями абсолютно невыгодно и последним. Как уже было сказано, футбольные трансляции в России пока убыточны, а тут ещё возникает необходимость кормить не только производителей весьма посредственного зрелища, но и новоявленного перекупщика. Поэтому каналы достаточно долго обсуждали проект нового договора, хотя представители «Федком-медиа» оптимистично утверждали, что к ним выстроилась очередь из 6—7 телевизионных компаний.

Но ВГТРК ни в какую не хотела делить трансляции важнейших матчей с основным конкурентом — Первым каналом и в итоге отказалась от показа футбола на «России», отдав это право НТВ. Последний вообще не хотел участвовать в прямых трансляциях, поскольку и без того рейтинг НТВ стремительно снижается, но, по нашим сведениям, некоторые государственные акционеры настояли на появлении футбола в эфире «4-й кнопки». Кто-то, видимо, лоббировал интересы компании Федорычева, а кто-то всё же старался помочь отдельным клубам. Так, канал «ТВЦ» поначалу не проявлял интереса к футболу, а затем взялся за показ матчей с участием ФК «Москва».

В течение 10 лет «Федком-медиа» намерен стать важным игроком в сфере европейского спортивного телевидения

Монополист же последних лет — общегосударственный спортивный канал — кажется, остался при своих интересах. С одной стороны, у «Спорта» по-прежнему нет права «первой ночи» на наиболее интересные встречи (ранее их показывала «Россия», теперь будет пара Первый + НТВ). Но с другой — команда Василия Кикнадзе остаётся главным производителем футбольной «картинки», канал эксклюзивно покажет не менее трети игр чемпионата и имеет право повторной трансляции почти всех других матчей.

Г-н Кикнадзе, кстати, весьма своеобразно напутствовал конкурентов: «Уверен, что Первый канал и НТВ организуют показ не хуже, чем это делали мы последние 3 года». Но иногда сделать это хуже просто невозможно, поскольку только в Москве и Санкт-Петербурге качество трансляций соответствует хотя бы каким-то стандартам. А вот «картинки» из Перми, Казани или Ярославля — это каменный век телевидения. В этом сезоне к ним присоединится Томск, где опыта показа футбола на высоком уровне также нет.

Тем не менее планы у «Федком-медиа» поистине наполеоновские: компания намерена помочь российскому первенству войти в семёрку ведущих футбольных чемпионатов Европы. Один из руководителей «Федкоминвеста» определил и ещё одну цель: в течение 10 лет стать существенным игроком в сфере европейского спортивного телевидения. «Российская футбольная лига уже не та, что ещё пару лет назад. В неё пришли реальные спонсоры. И уже через год мы ожидаем новых серьёзных инвестиций в клубы РФПЛ», — заявил Кирилл Игнатьев.

Вопрос только в том, как «Федком-медиа» собирается продавать футбольную «картинку» дореволюционного уровня? По нашим сведениям, «Федкоминвест» всерьёз рассматривает возможность инвестирования собственных средств в приобретение телевизионного оборудования для сдачи в аренду региональным телекомпаниям, которые будут показывать матчи чемпионата России. «Но это не вопрос ближайшего сезона, мы можем приступить к его реализации в 2006—2007 годах», — подчеркнул Игнатьев. Что ж, как говорят телезрители: «Поживём — увидим!»

Дмитрий Ледашин

13.08.2007 16:37

Просмотров: 1655