Верфь Люрссен разрабатывает проект корабля для патрулирования Балтийского моря

Дрононосец. Немецкий вариант

Одним из уроков СВО стало осознание факта появления нового типа оружия – дистанционно управляемых беспилотных летательных аппаратов БПЛА и безэкипажных катеров БЭК. Военные и представители оборонной промышленности всех ведущих государств на примерах реальных боевых эпизодов оценили потенциал нового оружия. БПЛА и БЭК проектировали, испытывали и применяли и до начала СВО, а в последние годы многие страны стали искать свой путь в развитии этого вида оружия. В этой статье мы расскажем о немецком взгляде на носитель БЭК для охраны подводных коммуникаций в Балтийском и Северном море.

Два подхода к беспилотным кораблям

В США тема больших морских безэкипажных кораблей разрабатывается уже много лет. Этому есть своё объяснение. Американцам нужно контролировать большие океанские акватории в Тихом и Атлантическом океане, поэтому это направление для ВМФ США жизненно важно. Патрульные корабли с ударными возможностями существенно снижают нагрузку с традиционных кораблей с экипажами. К тому же их стоимость и эксплуатационные расходы существенно меньше, чем у традиционных кораблей. О некоторых аспектах этой работы в США смотри статьи «Надводные беспилотники. «Призрачный флот»» и «Необычные корабли. Беспилотный парусник для контроля над океаном». Разрабатываются в США и подводные беспилотники. Их планируются применять, в основном, с атомных подводных лодок у побережья вероятного противника. Ведутся работы к адаптации тяжелых БПЛА для применения их с палуб американских атомных авианосцев. В частности, принят на вооружение тяжелый палубный БПЛА-заправщик MQ-25 «Stingray». На американских авианосцах планово устанавливается штатная аппаратура для управления полетами таких БПЛА.

В европейских странах подход несколько иной. У их флотов нет задач в мировом океане – не смотря на амбиции ВМФ Великобритании и Франции. Поэтому в Европе ведутся работы по созданию морских беспилотников малого и среднего радиусов действия, и кораблей базирования для них. Кратно расскажем о наиболее интересных проектах.

Аналог немецкого проекта английский RFA Proteus (фото: commons.wikimedia.org/ Montreuxconvention)

ВМФ Турции пополнилось многоцелевым авианесущим кораблем (по сути – лёгким авианосцем с возможностью высадки десанта) «Anadolu» L-400. Планируется к постройке второй корабль. Турецкий флот принял на вооружение тяжелые палубные патрульные и ударные БПЛА, которые базируются на данном корабле. Предполагаемый операционный район для «Anadolu» с его тяжелыми палубными беспилотниками – Средиземное море. Более подробно об этом корабле смотри статью «Турецкий дрононосец – есть ли перспективы?».

После подрывов «Северных потоков», в 2022 году Министерство обороны и командование ВМФ страны решило, что возможны ответные акции на подводной инфраструктуре Великобритании. А она обширна – это и кабели связи, соединяющие королевство с Северной Америкой и подводные газопроводы с добывающих платформ в Северном море. Англичане решили, что времени ждать, пока будет разработан проект и построены соответствующие суда – нет. Денег в военном бюджете катастрофически не хватает, поэтому было принято, в общем-то, обоснованное решение купить два коммерческих судна, использовавшихся для снабжения морских нефтяных и газовых платформ и переоборудовать его в носители подводных телеуправляемых аппаратов, БПЛА и БЭК. В октябре 2023 году первое судно, которое у прежних владельцев носило название MV «Topaz Tangaroa» , было включено в состав Королевского флота. Повторимся, при дефиците средств, решение разумное. Такие суда – их еще называют оффшорными – обладают отличной мореходностью, большой автономностью, а самое главное, приблизительно половина длины таких судов – это рабочая палуба с мощными кранами. Их переоборудование в носители подводных аппаратов ROV и БЭК можно провести легко и достаточно быстро. Тем более, что за последние 20-30 лет в ВМФ Великобритании есть опыт переоборудование гражданских судов в боевые корабли. Переименованный в RFA «Proteus» получил статус корабля Вспомогательного флота ВМФ Великобритании. Его задача – служить платформой для различного типа дистанционно управляемых подводных аппаратов и надводных безэкипажных катеров, которые должны использоваться для контроля над подводными коммуникациями в экономической зоне Великобритании. Второй корабль (то же бывшее норвежское оффшорное судно MV «Island Crown») был куплен в 2023 году. Сначала его переименовали в RFA «Stirling Castle», в 2025 году корабль получил статус боевого корабли HMS «Stirling Castle». Он был введен в боевой состав флота в 2025 году как носитель дистанционно управляемых подводных аппаратов ROV для поиска и уничтожения мин, в том числе установленных на подводных трубопроводах и кабелях связи. Правительство страны планирует купить и переоборудовать под аналогичные цели еще три гражданских судов – снабженцев нефте- и газодобывающих платформ. Основной район применения английских кораблей – Северное море и часть Атлантического океана.

Неожиданно список государств, озадаченных строительством дрононосцев пополнила Португалия. По заказу ВМФ страны судостроительная компания «Damen Shipyards Group» строит корабль – носитель БПЛА и, возможно безэкипажных катеров «Don João II» А-888. Корабль планируют ввести в строй в 2026 году. Он похож на небольшой авианесущий корабль с полетной палубой, на которой могут базироваться патрульные и противолодочные вертолеты. На корабле предусмотрено два раздельных мостика. С одного производится управление кораблем и полетами вертолетов, с другого – управление БПЛА и, повторимся, возможно БЭК Более подробно об этом интересном корабле смотри статью «Необычные корабли. Дрононосцы». Применять «Дон Жуана» португальский флот планирует в Атлантическом океане. Германия, как одна из ведущих кораблестроительных держав в мире, не могла остаться в стороне.

Проект NTV-130

Проектное изображение Вид на вертолетную площадку (фото: nvl.de)

О том, что происходит в Балтийском море после подрывов «Северных потоков» мы писали много раз. Желающие могут посмотреть хронологическое описание всех событий, произошедших на Балтике. Кто, и самое главное, зачем, рвёт подводные кабели связи и трубопроводы, думается, станет известно не скоро. Фактом остается то, что балтийские страны – члены НАТО резко озаботились сохранностью своей подводной инфраструктуры. Используемые в настоящее время тральщики-искатели мин с их подводными телеуправляемыми аппаратами не совсем походят для целей патрулирования, а самое главное, отвлекать боевые корабли для решения этой задачи не рационально. Нужен специализированный корабль – платформа, на борту которого находились бы необходимое количество надводных и подводных беспилотников, и который обладал бы большой автономностью и мореходностью для длительного патрулирования экономических зон балтийских стран.

Проектное изображение Отсек для перевозки бронетехники (фото: nvl.de)
Проектное изображение вид сбоку (фото: nvl.de)

Компания «Люрссен» – сегодня «NVL Group», имеет богатый опыт проектирования кораблей и судов различного класса и типа, но надо сказать, что подобный корабль они проектируют впервые. Более того, компания начала проектирование этого нового для себя корабля без контракта, в инициативном порядке, на свой страх и риск. До недавнего времени военные бюджеты европейских стран только сокращались. Принятые решения об их увеличении требуют от создателей конкретного типа оружия гарантий, что оно (оружие) будет включено в военный бюджет и профинансировано. Поэтому руководство компании в январе 2025 года презентовало проект Министру обороны ФРГ Борису Писториусу для его одобрения, что означало продолжение работы над кораблем. Министр проект одобрил, назвав его «очень интересным и перспективным». После такой оценке, судя по всему работы над проектированием, будут продолжены. Что же представляет собой проект NTV-130?

Задачи, которые должен решать корабль. Это патрулирование Балтийского моря, контроль и защита критической инфраструктуры: подводные энергетические кабели и кабели связи, подводные трубопроводы, подводная инфраструктура ветряных электростанций. Исходя из задач, сам корабль должен обладать хорошей мореходностью, позволяющей проводить патрулирование в любое время года, в том числе зимой в ледовых условиях и в условиях зимних штормов. Для этой цели конструкция носовой части выполнена X-bow. Корабль должен обладать хорошей обитаемостью и автономностью, так как патрулирование должно вестись постоянно, иначе оно теряет смысл. Несколько таких кораблей должны обеспечить постоянное патрулирование в Балтийском море. При презентации была указана длина корабля – 142 метров. Полное водоизмещение 14 000 тонн. Сам корабль спроектирован как многофункциональный, то есть способный решать задачи самого разного типа патрулирования. Он может нести несколько подводных телеуправляемых аппарата, четыре безэкипажных катера, расположенных в закрытом ангаре. При необходимости, они могут быть заменены на катера, способные доставлять на охраняемые объекты группы спецназа. На NTV-130 есть вертолетная площадка и ангар для постоянного базирования вертолета NH-90. На вертолетную площадку сможет садиться тяжелый вертолет Boeing CH-47 «Chinook», которые имеют вес до 22,5 тонн. Не совсем понятно для чего, но на корабле предусмотрена возможность перевозки танков и БМП с возможностью погрузки и выгрузки на причал. NTV-130 будет вооружен комплексами самообороны: на носу расположена пусковая установка ЗРК ближнего радиуса действия, а два 20-мм автомата (или два тяжелых пулемета) находятся по бортам в средней части корабля. Радиоэлектронное вооружение должно соответствовать вооружению боевых кораблей Бундесмарине. Кроме этого, отдельно предусмотрено оборудование для управления надводными и подводными дронами. Корабль должен быть оборудован системой дозаправки в море (аналог советской и российской системы «Струна»). Немцы всегда славились тем, что строили универсальные корабли. Изучая размещенные в газете «Bild» материалы с презентации, убеждаешься, что корабль можно будет использовать как вспомогательный десантный корабль, как войсковой транспорт, или корабль управления. Мы, конечно, понимаем, что некоторые замыслы конструкторов не будут реализованы, но заявлено, что кроме вышеперечисленных задач NTV-130 может быть плавбазой корветов, тральщиков и подводных лодок, а также сил специальных операций. Для этого на борту предусмотрено размещение 120-ти стандартных 20-футовых контейнеров. Корабль проектируется по стандартам Бундесмарине.

После одобрения Министра обороны ФРГ работа ускорилась. Модель NTV-130 в масштабе 1/50 представлена на выставке в Копенгагене. Это значит, что работы по проектированию продолжаются.

Заключение

В Бундесмарине началась смена флота вспомогательных судов второго поколения на корабли третьего поколения. NTV-130 принадлежит к их числу. В следующем году можно ожидать заказ на строительство первого корабля этого проекта. Вероятно, что серия будет состоять из 4-6 единиц.

Андрей Максимов

19.08.2025 15:56

Просмотров: 1029